International Conference of Informational Technology in Education - 99

MOSCOW-1999

INFORMATIONAL CULTURE OF TEACHERS AND PUPILS AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PARTICIPATION IN DISTANCE PROJECTS

Olga R. Starovoytova St.Petersburg State University of Culture and Art, St.Petersburg

Abstrakt

Each year the number of schools participating in the various distance projects is increased. Breadth of involving of the teachers and pupils in the projects depends of those activity, knowledge of foreign languages and level of information culture. The programs of increase of information culture assume reception of knowledge, skills not only in usage by computers and remote technologies, but also presence of representations about analitico-synthetic processing of the information and creation of various information production.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УЧАСТИЯ В ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ

Старовойтова Ольга Рафаэльевна Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусства (СПБ ГУКИ), Санкт-Петербург

Аннотация

С каждым годом увеличивается число школ, участвующих в различных дистанционных проектах. Широта вовлечения учителей и учащихся в проекты зависит от информационной и познавательной активности, знания иностранных языков и уровня информационной культуры. Программы повышения информационной культуры предполагают получение знаний, умений и навыков не только в пользовании компьютерами и дистанционными технологиями, но и наличие представлений об аналитико-синтетической переработке информации и создании разнообразной информационной продукции.

К числу научно-педагогических проблем, в наибольшей мере интересующих учителей, относятся информатизация образования в диапазоне от содержания курса "информатика", до участия школ в международных телекоммуникационных проектах, виртуальное общение с зарубежными коллегами, изучения зарубежного опыта. Отсутствие необходимых знаний и умений в области информационной культуры, в частности неумение ориентироваться в традиционном и сетевом документальных потоках, осуществлять переработку информации, создавать на ее основе новые информационные документы препятствует успешному участию в дистанционных проектах.

Повышение уровня информационной культуры возможно организовать в нескольких вариантах. Интересен в этом отношении опыт 635-й школы Санкт-Петербурга, принимающей участие в международном проекте "Окружающая среда и всемирная цивилизация" [1,2]. Подготовка к участию в проекте была начата с выявления уровня информационной культуры учителей и учащихся. По результатам изучения были разработаны программы для учителей, участвующих в проекте и для различных возрастных групп учащихся. Усиленная программа предназначалась для учащихся восьмых классов непосредственно участвующих в дистанционном проекте. Программа включает несколько разделов, в т.ч. - социальные коммуникации, интеллектуальные технологии работы с текстом, рациональное чтение, деловая переписка, информационные ресурсы школьного образования и др. Для групп школьников, участие которых в проекте предполагается в последующие годы, разрабатываются программы повышения информационной культуры с учетом возрастных особенностей, учебных задач, содержания дополнительного образования.

Особенное внимание в этих программах уделяется воспитанию у школьников осознание себя носителями информации и представлений об объеме и возможностях школьного интернета и других информационных ресурсов, адресованных школьников. Программа для учителей ориентирована на освоение компьютера и информационных дистанционных технологий, а также на углубленное изучение интеллектуальных технологий, позволяющих включать в урок материалы, находящиеся в распределенной электронной среде.

Литература

[1] А.А.Ахаян, J.Hassard, W.Robinson, T.Р.Берлина. Российско-американский телекоммуникационный проект WCRIP: формирование социальной ответственности школьников посредством Интернет-курса об окружающей среде. \\ Международная конференция "Информационные технологии в образовании - 99", Материалы конференции, Москва, 1999, с.

[2] Т.Р.Берлина, А.И.Ершова. Расширение функций телекоммуникаций в учебном процессе школы \\ Международная конференция "Информационные технологии в образовании - 99", Материалы конференции, Москва, 1997, с.