International Conference of Informational Technology in Education - 99

MOSCOW-1999

RUSSIAN-AMERICAN TELECOMMUNICATIONAL PROJECT WCRIP: PROMOTING SOCIAL RESPONSIBILITY THROUGH INTERNET-BASED ENVIRONMENTAL SCIENCE

Andrew Akhayan Al.Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg, Russia
Jack Hassard Georgia State University, Atlanta, GA, USA
Wayne Robinson Walker County Science Center, Rock Spring, GA, USA
Tatiana Berlina The Emissia Analytical Group, Academy of Inform. Technology in Education, SPb Branch, St.Petersburg, Russia

Abstract

The international project WCRIP proposes to develop and test an interdisciplinary web-based modul-course "Environmental and World Civilization" for middle school students. The course is developing with a focus on character education, by linking social responsibility with environmental issues.


РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ WCRIP: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-КУРСА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Ахаян Андрей Андреевич, Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена), Санкт-Петербург
Hassard Jack Georgia State University, Atlanta, GA, USA
Robinson Wayne Walker County Science Center, Rock Spring, GA, USA
Берлина Татьяна Робертовна Аналитическая группа "Эмиссия", Академия Информатизации Образования, СПб отделение, Санкт-Петербург

Аннотация

Международный проект WCRIP направлен на создание и опробацию междисциплинарного модульного Internet-курса "Окружающая среда и всемирная цивилизация" для учащихся средней школы. Разработка и постановка курса имеет целью формирование у учащихся социально-ответственного отношения к окружающей среде.

В докладе обсуждаются цели, задачи и промежуточные результаты российско-американского телекоммуникационного образовательного проекта 'Walker County - Russia Innovative Project' (WCRIP) [1]. Проект предусматривает совместную работу международной группы учителей из нескольких российских и американских школ по созданию и опробации гипертекстового междисциплинарного курса "Окружающая среда и всемирная цивилизация" для учащихся седьмых-девятых классов российских (С-Петербург) и американских (графство Walker County, штат Georgia) школ - участниц проекта.

Предполагается, что освоение курса будет способствовать формированию социально ответственного отношения учащихся к окружающей среде. Педагогическое руководство проектом осуществляют совместно: Департамент среднего образования и учебных технологий Государственного Университета Джорджии (г. Атланта) и Лаборатория проблем дистанционного педагогического образования Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И.Герцена (г. С-Петербург).

Отбор содержания для разрабатываемого курса определяется задачей формирования у школьников целостного представления о взаимосвязи между отношением человека к окружающей среде и воздействием окружающей среды на условия жизни человека. Курс, предполагаемым объемом от 24 до 36 учебных часов, состоит из четырех разделов изучаемой предметной области. В разделах - от двух до четырех тем. По каждой теме готовится гипертекстовый модуль, который предваряется краткой аннотацией (Welcom) и содержит четыре стадии работы по теме:

1 Invitation Приглашение к размышлению
2 Exploration Проведение микроисследования
3 Explanation Объяснение полученных результатов
4 Taking Action Активное действие, обусловленное новыми знаниями

Форма организации занятий с учащимися - классно-урочная (на первых трех стадиях изучения каждой темы) и внеклассная - на стадии "Taking Action" и, частично - на стадии "Exploration" - проведение микроисследования. Занятия в школе проводятся в компьютерном классе, снабженном локальной сетью и выходом в Internet.

Основной образовательный ресурс учебного курса (учебные модули, глоссарий, линки к дополнительной литературе и вспомогательным материалам) монтируется на двух, тесно переплетенных взаимными линками Web-серверах проекта - российском и американском.

Формы деятельности учащихся в ходе изучения курса различны на разных стадиях работы по каждой теме и включают в себя:

- самостоятельное ознакомление с учебным материалом на Web-сайтах
- проведение наблюдений и замеров различных характеристик (таких как температура, влажность и т.п.) с использованием соответствующих приборов
- участие в дискуссии на заданную тему
- составление отчетов о проделанной работе
- оповещение других участников о полученных результатах, переписка.

Средства, используемые учащимися в ходе их вовлечении в перечисленные выше формы деятельности различны и позволяют учащимся освоить несколько Internet-технологий, поскольку: - ознакомление с материалами учебных модулей проводится с использованием навигатора по Internet; - участие в дискуссии на заданную тему в режиме реального времени осуществляется с использованием технологии chat-room; - оповещение о полученных результатах микроисследований проводится по технологиям listserver и bull.board; - подготовка результатов микроисследований в форме WWW-страниц для передачи на общий Web-сервер проекта осуществляется в гипертекстовом редакторе.

В российских школах - участницах проекта [2] - разрабатываемый курс планируется к проведению с группами учащихся, получающих дополнительную языковую подготовку и успешно освоивших спецпрактикум "Телекоммуникационные технологии" [3]. Основным инструментом координации действий учителей - участников проекта на стадии подготовки гипертекстовых учебных модулей служит листсервер по адресу: summer99@emissia.spb.su [4].

Подробнее о проекте - см. на cайте проекта "WCRIP" по адресу: http://www.emissia.spb.su/wcrip/wcrip.htm

Литература

[1] J.Hassard. The Proposal: Promoting Social Responsibility Through Internet-based Invironmental Science \\ Письма в EMISSIA.OFFLINE, N 680, CПбАИО, 1999. http://www.emissia.spb.su/offline/a680.htm

[2] Т.Р.Берлина, А.И.Ершова. Расширение функций телекоммуникаций в учебном процессе школы \\ Международная конференция "Информационные технологии в образовании - 99", Материалы конференции, Москва, 1997, с.

[3] А.А.Ахаян. Варианты спецкурса "Телекоммуникации в образовании" для студентов и преподавателей Герценовского Университета \\ Международная конференция "Информатизация непрерывного образования - 97", Материалы конференции, Москва, 1997, с.132-133. Письма в EMISSIA.OFFLINE, N 456, CПбАИО, 1997. http://www.emissia.spb.su/offline/a456.htm

[4] T.Berlina. Listserver for Summer Institute - 1999 at Walker County, Georgia, USA \\ Письма в EMISSIA.OFFLINE, N 684, CПбАИО, 1999. http://www.emissia.spb.su/offline/a684.htm