Письма в Emissia.Offline
The Emissia.Offline Letters

Электронный научно-педагогический журнал (электронный канал)

Издается с 7 ноября 1995 года. Учредитель - Аналитическая группа "Эмиссия". Издатель - Академия Информатизации Образования (С-Петербургское отделение). Регистрационное свидетельство электронного издания  N0320100088 выдано Министерством Российской Федерации по связи и информатизации 23 марта 2001 года. URL: http://www.emissia.spb.su/offline/

ART 829

http://www.emissia.spb.su/offline/a829.htm

Май 2001


Е.И.Казакова kazakova@soros.spb.ru
Санкт-Петербургский государственный Университет
М.С.Полянский
Военный Университет (г.Москва)

Меморандум второй всероссийской конференции по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению в системе образования
(проект)

1. Введение

Российско-фламандская научно-практическая конференция по проблемам психолого-педагогического медико-социального сопровождения объединила педагогов, психологов, специальных и социальных педагогов, возрастных физиологов, валеологов, медицинских работников, специалистов высшей школы и системы повышения квалификации педагогов - представителей активно развивающейся в стране системы комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывает с такими категориями как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Именно поэтому главным предметом заботы специалистов системы сопровождения становится поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребенком и Средой его окружения; взаимодействия направленного на конструктивное решение актуальных проблем развития ребенка.

2. Сопровождение развития ребенка в образовательном пространстве

В последние годы в Российской системе образования при поддержке международного образовательного сообщества сложилась новая профессиональная общность специалистов, которых отличает особая культура помощи ребенку в условиях образовательного процесса. Можно назвать несколько отличительных признаков этой культуры.

Мы декларируем значимость комплексного, интегративного подхода к оказанию помощи детям, имеющим проблемы в развитии. Только совместная работа (в условиях 'одной команды') психологов, социальных работников, педагогов, валеологов, физиологов, медицинских и юридических специалистов может дать реальный результат.

Для современной системы сопровождения характерны несколько основополагающих организационных принципов:

- комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
- равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
- специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуация находятся 'на стороне ребенка', защищая его интересы и права.

Нами утверждается необходимости сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован собственный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка это не значит - решать проблемы за детей, это означает - вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций.

Любая проблемная ситуация в развитии ребенка создается несколькими участниками - им самим, его семьей, педагогами, ближайшим дружеским и социальным окружением; поэтому задача специалиста по сопровождению состоит в организации усилий всех заинтересованных лиц по гармонизации положения дел. Очевидно, что противоборство любого из этих субъектов проблемы многократно усиливает действие факторов риска.

Специалист системы сопровождения призван быть квалифицированным диагностом как в отношении ребенка, так и Среды его развития. Эффективное сопровождение возможно только на основе знания имеющихся ресурсов по решению проблемной ситуации и способности эти ресурсы организовывать в действенные поддерживающие и корректирующие программы. В процесс реализации названных программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от специалиста системы сопровождения требуется наличие консультативных навыков и способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по ее реализации, помощь ребенку в совершении этих первых усилий - непосредственная задача сопровождения.

Основа любой технологии сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития ребенка и нейтрализации негативных, именно поэтому для специалистов системы сопровождения характерно стремление участвовать в процессах социально-педагогических преобразований.

Сегодня можно констатировать необходимость существенного улучшения информационного обеспечения системы сопровождения. Ограниченность информации, ее недоступность специалисту и клиенту, дублирование в деятельности различных социальных служб, отсутствие прочных механизмов взаимосвязи, развитие конкуренции вместо сотрудничества становится тормозом в развитии как самой системы, так и ограничителем в помощи ребенку.

Решение многих проблем детей связано с правовым аспектом, вне учета которого деятельность специалистов по сопровождению практически невозможна, однако - круг специалистов по ювенальному делопроизводству на сегодняшний день неоправданно узок.

3. Службы сопровождения и сферы их деятельности

Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными центрами (ППМС-центрами) и службами, создаваемыми как в структуре образовательных учреждений, так и независимо от них (на условиях договоров о сотрудничестве и совместной деятельности).

В качестве специалистов 'первой линии' сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении выступают - классные руководители, отдельные социальные педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники (даже, не объединенные в службу), группы педагогов, реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем детей.

Эффективность сопровождения находится в прямой зависимости от качества деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, независимых диагностических, реабилитационных центров, службы раннего и надомного сопровождения, логопедических пунктов и др.

Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами центров сопровождения.

ППМС-центры осуществляют координацию своей деятельности с научно-методическими центрами и другими образовательными учреждениями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

ППМС-центры работают в области пяти основных групп проблем:
- сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни;
- преодоления затруднений в учебе;
- выбора образовательного и профессионального пути;
- решения социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;
- досуговой самореализации.

Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имеющим проблемы в развитии.

Сферой особого внимания работников служб сопровождения выступают дети, чье развитие осложнено действием множественных факторов риска.

Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования.

4. Основные тенденции развития служб сопровождения в системе образования

Сопровождение развития детей становится неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. Забота о развитии системы сопровождения должна стать одной из приоритетных задач деятельности органов управления образованием, попечительских советов.

Действенное сопровождение развития ребенка возможно только при участии семьи, негативные тенденции в развитии которой становятся фактором неблагополучия, обуславливающим значимость разработки в системе сопровождения адресных программ обращенных к поддержке семьи, детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

Система сопровождения возникла как составная часть общей системы образования, призванная влиять на улучшение условий для развития ребенка в образовательном процессе, в частности, на разработку и реализацию эффективных образовательных программ как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных), начальных- профессиональных школах и учреждениях дополнительного образования.

В настоящее время в российской системе образования развиваются тенденции к интеграции общего и специального образования, к становлению государственной системы ранней диагностики и помощи детям с проблемами в развитии; поддержка этих тенденций становится важнейшей задачей системы сопровождения.

В практике работы ППМС-служб можно выделить два основных вида программ сопровождения:

- системно-ориентированные, призванные способствовать предупреждению возникновения или решению проблемы в образовательном учреждении или образовательной системе в целом;

- индивидуально-ориентированые, направленные на помощь в решении проблем развития конкретного ребенка.

Развивая оба вида сопровождения ППМС-службы должны учитывать тот факт, что эффективность первого вида программ можно определить по снижению числа детей, в отношении которых необходимо разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы. В целом, важным показателем качества работы ППМС-служб выступает их востребованность со стороны педагогов, родителей, детей, социальных партнеров. С другой стороны, более эффективной следует считать ту программу сопровождения, которая реализуется не собственно специалистом по сопровождению, но ближайшим окружением развития ребенка. Именно поэтому важно подчеркнуть особую целесообразность в развитии консультативных форм сопровождения детей.

Важнейшей задачей системы сопровождения выступает координация усилий различных служб и ведомств, поэтому следует рассматривать службы сопровождения как значимую объединяющую силу межотраслевого и межведомственного взаимодействия.

Одной из организационных основ существования ППМС-системы является договор о совместной деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением, определяющий права и обязанности обеих сторон.

Предметом такого договора могут выступать:

- обеспечение индивидуального сопровождения развития детей;
- обеспечение системно-ориентированного сопровождения;
- осуществление совместных проектов, направленных на повышение качества образовательного процесса и защиту прав ребенка;
- повышение квалификации педагогов, консультирование и педагогическое просвещение родителей;
- участие в экспертизе качества образовательного процесса и образовательных инноваций.

Следует поддержать усилия управленческих и научных центров по объединению усилий в разработке программно-информационного и диагностического инструментария деятельности служб сопровождений. Дальнейшее упование на то, что службы сами смогут обеспечить себя качественной информацией и диагностическими материалами становится мощным тормозом в развитии системы.

Очень важными представляются инициативы тех научно-методических структур, которые участвует в разработке практико-ориентированных технологий системного и индивидуального сопровождения развития. К сожалению, круг эффективных программ, адресованных современному педагогу и школе, по-прежнему ограничен. Многие разработки тяготеют к констатации проблем без определения пути их решения, либо предлагают научно-необоснованные, технологически необеспеченные средства.

Подготовка специалистов для системы сопровождения в качестве неотъемлемой части вошла в образовательные программы многих высших учебных заведений, поддерживая эту тенденцию следует думать и о развитии участия вузов в создании действенной системы научно-методического сопровождения самой системы сопровождения и повышения квалификации сотрудников ППМС-служб.

Важно, чтобы поддержка развития системы сопровождения была оказана и за счет подготовки и переподготовки квалифицированных менеджеров образования.

Следует поддержать попытки разработки виртуальных моделей ППМС-центров, которые могут стать эффективными партнерами для родителей, детей и педагогов в условиях реализации программ развития открытого образования в России.

В становлении российской системы образования существенную роль сыграло международное образовательное партнерство. Реализации международных образовательных программ способствовала повышению квалификации сотрудников центров, обмену диагностическими и терапевтическими программами, выработке общих критериев и показателей эффективности технологий сопровождения, Было бы важно расширить действие международных проектов за счет включения в них новых регионов России, поддержать разработку комплексных совместных научно-практических программ в области сопровождения развития ребенка.

5. Развитие нормативно-правовой базы системы сопровождения

Различные социально-экономические условия существования российских регионов породили разнообразные модели построения системы психолого-педагогической медико-социальной помощи и поддержки ребенка. При всех их видимых отличиях (в названиях и организационной структуре) √ большинство из них реализует близкие по смыслу программы. Современное законодательство представляет широкие возможности для создания региональных моделей сопровождения. Унификация служб в настоящее время не может рассматриваться как целесообразная задача, так как вместо объединяющей сыграет конфронтационную роль.

Кризис бюджетного финансирования не должен стать причиной необдуманного сокращения численности служб и центров сопровождения. С другой стороны, процесс развития системы из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей системы образования, должен стать планомерным. То есть - превратиться в область обдуманной стратегической образовательной политики, в которой четко определены цели и критерии развития системы сопровождения, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.

В качестве основных законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система сопровождения, можно назвать следующие:

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998г. # 867),

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г., # 636).

Тем не менее, очевидно, что имеющаяся сегодня нормативно-правовая база системы нуждается в дальнейшем качественном совершенствовании. Статус специалистов системы и отдельных ее служб требует более четкого юридического определения; должны быть выделены и объективные основания для финансового, кадрового и материально-технического обеспечения системы. Необходимо установить общие принципы и правила определения соотношения зависимости численности центра от количества сопровождаемых детей (с учетом специфики и сложности проблем сопровождения).

6. Условия для реализации стратегии

Для обеспечения названной стратегии в рамках реализации программы модернизации образования в России должна быть разработана федеральная программа развития системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве.

Необходимо предпринять усилия для большего упрочения профессиональных общественных организаций специалистов системы сопровождения.

Целесообразно создать единый научно-методический центр, призванный обеспечить проведение ежегодных научно-практических конференций, разработку информационной и диагностической базы системы (в том числе и на современных носителях информации), реализацию межотраслевых научно-исследовательских программ; проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров;

Важнейшим условием реализации стратегии выступает активность участников настоящей конференции по распространению ее идей, по ознакомлению российского образовательного сообщества с резолюцией конференции. Своими действиями каждый из нас должен способствовать возникновению новых и улучшению качества работы имеющихся структур системы сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.

Примечание: Проект обсужден и принят конференцией 14-16 марта 2001 года (Санкт-Петербург).


Copyright (c) 2001 Е.И.Казакова
Copyright (c) 2001 М.С.Полянский
Copyright (c) 2001 Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал. Гос.рег.# 0320100088.
Рекомендовано к публикации: чл.ред.совета Е.В.Титова

http://www.emissia.spb.su/offline/

TopList