emissia.offline ART 819


February 2001

Елена Сергеевна Протанская
доктор философских наук, профессор,
зав. каф. психологии и педагогики,
Санкт-Петербургский гос. университет культуры и искусств.

Этический кодекс Ассоциации школьных библиотекарей России (проект)

Являясь членами Ассоциации школьных библиотекарей России, мы понимаем важность создания и распространения среди профессионалов и широкой общественности Кодекса этики, которого должны придерживаться школьные библиотекари, администрация школ, органы управл ения образованием, члены родительских комитетов и все, причастные к деятельности школьных библиотек.

Школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России, а ее сотрудники действуют в соответствии с Законом Российской Федерации об образовании (июль 1992 г.), обязаны соблюдать основные положения Декларации прав ребенка, Этический кодекс Российского библиотекаря.

В организации фондов мы исходим из задачи информационного обеспечения учебного процесса, как на языках преподавания, так и на родных языках учащихся, обеспечиваем внеучебную и воспитательную работы школы, а также задачи гармонического развития детей, пр едоставления широких возможностей духовного роста и совершенствования их личностей.

Мы в значительной степени определяем первичный контакт ребенка с информационным полем культуры, оказывая влияние на подбор, организацию и хранение информации. На нас лежит ответственность перед настоящими и будущими поколениями страны за беспрепятственно е распространение информации и идей, создание условий интеллектуальной свободы, свободы совести и культурного самоопределения ребенка, свободы доступа к информации.

Являясь информационными посредниками между детьми и культурой, мы осознаем педагогический характер нашей миссии и руководствуемся первичным принципом профессионала "НЕ навреди!"

1.Равноправие.

В обслуживании наших читателей мы следуем принципам равноправия, не исключающего особой заботы и внимания к самым юным, а также детям с ограниченными возможностями, не допускаем никаких различий по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия , политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение самого ребенка или его родителей.

2.Свобода доступа и цензура.

Мы следуем принципам интеллектуальной свободы, не допускаем цензуры имеющейся литературы и других источников информации, вместе с тем, оберегая, детей от пропаганды насилия, порнографии, других противозаконных или специализированных видов информации.

3.Свобода от политики и религии.

В своей просветительской, выставочной, пропагандистской деятельности мы руководствуемся интересами всестороннего развития детей, стремясь привить им актуальное понимание свободы и социальной ответственности, любовь к идеалам добра и справедливости, пони мание национальных и культурных традиций народов России, ее исторического прошлого, уважение к прошлому и настоящему культур народов мира, ко всем людям Земли. Мы сознаем недопустимость религиозной и политической пропаганды в стенах школы.

4.Конфиденциальность.

Мы не разглашаем данные о запрошенной или полученной читателями информации, а также об используемых ими материалах, равно как и любую другую информацию о читателях, ставшую нашим достоянием в силу служебных, доверительных или иных контактов с ними

5.Добровольность участия в деятельности библиотеки.

Мы не навязываем детям никаких форм деятельности, изданий, понимая значение такта и доброжелательности в общении с читателями. Мы понимаем необходимость исключить подход к детям просто как к маленьким взрослым, помнить о физиологических и психологических изменениях в их организме в период созревания, необходимость не возлагать на ребенка надежд, учитывать его возможности.

6.Контакты с коллегами, учителями, администрацией, обслуживание их.

Коллеги, учителя, администрация являются нашими единомышленниками в решении задач формирования у школьников интереса к чтению и культурной информации. Мы понимаем значение сотрудничества и взаимопомощи как условия решения наших профессиональных задач.

7.Добросовестность, повышение квалификации.

Повышение нашей библиографической, педагогической и психологической компетентности является профессиональным долгом в течение всей жизни. Мы понимаем необходимость добросовестности и самоотверженности в расширении фонда, его обновлении, умножения форм и видов работы с читателями как условия формирования интереса к чтению, развития личности школьников. Мы сознаем ответственность за любые проявления недостойного поведения, нарушения норм морали, их влияние на детей, достоинство и престиж нашей профессии.

8.Отказ от привилегированного отношения.

Мы никогда не используем преимущества старших, обладающих информацией и правами взрослых в ущерб любым интересам школьников, библиотеки, школы, в которой работаем.

9.В случаях нарушения положений Кодекса этики Ассоциация вправе рассматривать прецеденты подобных нарушений на собраниях исполнительных органов и выносить соответствующие заключения, вплоть до отказа провинившимся в доверии.