emissia.offline ART 818


February 2001

Елена Сергеевна Протанская
доктор философских наук, профессор,
зав. каф. психологии и педагогики,
Санкт-Петербургский гос. университет культуры и искусств.

Об Этическом кодексе Ассоциации школьных библиотекарей России

Вашему вниманию предлагается проект Этического кодекса Ассоциации школьных библиотекарей России. Его автор более 20 лет читает курс Этики в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств студентам библиотечно-информационного факультета, проводит занятия по профессиональной этике.

Интерес к вопросам профессиональной этики у студентов огромен. Живой отклик встречают эти проблемы и в профессиональной аудитории.Особый интерес вызывают Этические кодексы, Хартии,
Кодексы чести, которые являются нормой в профессиональных корпорациях, фирмах, библиотеках во всем мире и становятся весьма популярны в России. Именно этими соображениями и продиктована
попытка создания предлагаемого проекта.

Цель Этического кодекса - обозначить нормативное поле деятельности школьного библиотекаря, его этические основания. Проект основывается на принципах профессиональной деятельности в демократическом обществе. В его основе - утвердившиеся в системе работы с читателями в России и других странах принципы Равноправия, Свободы доступа и отказа от цензуры, Конфиденциальности, Добросовестности. И все же эти принципы уточняются, поскольку речь идет о работе с детьми, которые нуждаются в охране от информации и пропаганды, могущих нанести вред, к восприятию которых они не готовы (п.2)

Наряду с ними предлагаются положения, продиктованные Законом Российской Федерации об образовании и Декларацией прав ребенка, - положения о Свободе от политики и религии, Отказе от привилегированного положения, Добровольности участия в деятельности библиотеки, о Контактах с коллегами. Если попытаться коротко пояснить их содержание, то речь идет о нравственной позиции библиотекаря, который, подчиняясь администрации школы, работая в контакте с учителями, в то же время не обладает правом морального давления на ребенка, поскольку чтение и пользование любой информацией, имеющейся в библиотеке, является для детей добровольным. Он может заинтересовать выставкой, но не может вынудить ее посетить, может организовать игру, но не имеет права обязать весь класс участвовать в игре даже, если учитель и запланировал это.

Учеба в школе является обязательной, чтение и посещение библиотеки - добровольным. Таковым же является и участие в Олимпиадах, конкурсах и всех других мероприятиях, организуемых с участием библиотеки. Обо всем этом говорится в п.5.Вместе с тем, библиотекарь - коллега и помощник педагогического коллектива во всех вопросах. Поэтому его сотрудничество с учителями и администрацией - вопрос профессиональной этики (п.6).

Если говорить о профессиональной квалификации школьного библиотекаря, то, как известно, она не ограничивается только библиографической компетентностью, хотя и в значительной степени ею определяется. В этой связи педагогическая и психологическая грамотность, умение общаться с детьми и вызывать их отклик, пробуждать интерес к чтению и библиотеке - условие успешной работы библиотекаря как специалиста (п.7).

Предлагаемый проект Этического кодекса является поводом для обсуждения. В случае его принятия, каждый школьный библиотекарь может вывесить его в своей библиотеке со своей подписью, означающей его согласие на принятие связанной с ним ответственностью. Кодекс должен играть роль своеобразной охранной грамоты. Если старшеклассник претендует на первоочередное обслуживание, отпихивая малышей, - ему укажут на п.1. Если состоятельный родитель или сын "нового русского" полагает, что может подарить шоколадку и взять на дом энциклопедическое издание, ему укажут на п.8. Если кандидат в депутаты вывесил свой плакат в библиотеке, если батюшка(мулла, раввин) повесил объявление, приглашающее на службу в храм, им укажут на п.3. Но и сам библиотекарь понимает, что если он повысил голос на школьника, отказал сегодня в выдаче книги, которую вернули вчера, то и ему укажут на п.7.

Ждем ваших откликов, замечаний, предложений, дополнений. Заранее благодарны.