Письма в Emissia.Offline
The Emissia.Offline Letters

Электронный научно-педагогический журнал (электронный канал)

Издается с 7 ноября 1995 года. Учредитель - Аналитическая группа "Эмиссия". Издатель - Академия Информатизации Образования (С-Петербургское отделение). URL: http://www.emissia.spb.su/offline/

ART 810 http://www.emissia.spb.su/offline/a810.htm

Январь 2001


А.А.Ахаян andrew@emissia.spb.su  
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

ГЕОГРАФИЯ АУДИТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО  РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В Федеральной программе развития образования, которая введена в действие Федеральным законом, подписанным Президентом В.В.Путиным, в качестве основной проблемы Российской системы образования выделяется сохранение и развитие единого образовательного пространства Российской Федерации, выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию, обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней.

Особое значение при этом придается выравниванию возможностей получения качественного образования, развития творческих способностей у школьников, проживающих в сельских и удаленных регионах по сравнению с городскими. Решение этой задачи связывается с увеличением роли телекоммуникационных технологий в образовании, в создании единого информационно-педагогического пространства страны.

Понятие информационно-педагогического пространства (или среды), вообще говоря, неоднозначно. Разные исследователи вкладывают в его содержание несколько различный смысл. Во всяком случае, следует различать:

а) информационно-педагогическую среду, создаваемую тем или иным научно-педагогическим центром в ходе решения конкретной педагогической задачи (так например, в Герценовском педагогическом университете в ходе решения задачи создания Виртуального Педвуза под информационно-педагогической средой Виртуального педвуза принято понимать "распределенное в общероссийском телекоммуникационном пространстве устойчивое сообщество педагогов, заинтересованных в дистанционной научно-образовательной деятельности педагогического университета")   и

б) единое информационно-педагогическое пространство национального масштаба.

Представляется, что критерием успешного продвижения по пути создания общенационального информационно-педагогического пространства может служить возникновение широких (в географическом смысле) и конкретных (в смысле педагогической цели) информационно-педагогических сред, обеспечивающих решение определенных педагогических задач. Создание таких географически-широких сред возможно при условии активных действий центров, осуществляющих информационно-педагогическую поддержку и научно-методическое сопровождение общего среднего и высшего педагогического образования средствами Internet-технологий. Эта работа проводится рядом коллективов учреждений Минобразования и Российской Академии Образования уже на протяжении многих лет, по сути дела - с тех пор, как стало возможным использовать в целях общения электронную почту.

Как известно, последние (1995-2000) годы характеризовались:

- во-первых, существенным прогрессом в обеспечении учреждений общего среднего и высшего педагогического образования интернет-совместимой техникой и провайдерскими услугами (на этот счет имеется достаточно много известных статистических данны х и мы не будем утомлять читателя их перечислением);

- во-вторых, существенным ростом числа пользователей Internet (их сейчас в нашей стране, по разным оценкам, от 3 до 6 млн чел.);

- в-третьих, многократным увеличением числа русскоязычных образовательных ресурсов в Глобальной сети ( по состоянию на декабрь 2000 г. число зарегистрированных образовательных Web-сайтов составляло 1800 против 200 в мае 1998 - данные службы Rambler).

В целях осмысления текущей ситуации в области развития единого образовательного пространства, представляется нелишним проанализировать (хотя-бы выборочно) аудиторию центральных российских образовательных интернет-ресурсов из числа тех, что "по призванию" или "по долгу службы" формируют посредством интернет-технологий единое образовательное пространство страны. Причем интерес представляет как абсолютное значение этой аудитории - с позиций оценки масштаба реального влияния интернет-технологий на сегодняшнее образование, так и география этой аудитории - с позиций оценки того, насколько интернет-технологии способствуют решению задачи выравнивания образовательных условий в центре и регионах.

Ниже приводятся результаты анализа, проведенного на основании открытой информации о деятельности интернет-ресурсов, предоставляемой поисково-рейтинговой службой Rambler Top-100.

1. РАЗМЕР АУДИТОРИИ

Прежде, чем знакомиться с абсолютными цифрами статистики посещений образовательных Web-серверов, во избежании шокового воздействия этих цифр на неподготовленного читателя, зададимся некоторыми ориентирами. В качестве ориентиров выберем статистику посещений наиболее популярных интернет-ресурсов из разряда "широкополосных", т.е. адресованных всему населению - статистику серверов политических новостей.

В нашей стране с населением около 150 млн человек среднее число посетителей (в день) наиболее популярного русскоязычного сервера политических новостей (ЛЕНТА.РУ) составляет 40 тыс. человек. Причем 62 процента "посещающих" проживают за пределами России (в том числе 38 % - в Соединенных Штатах и Канаде). Иными словами, чисто российская аудитория пользователей этого популярного сервера составляет 13-15 тысяч человек в день.

Несколько меньшую аудиторию собирает другой, ежедневно рекламируемый по телевидению сервер НТВ.РУ: 7500 посетителей в день в России и еще столько же - за границей. Эти цифры, по-видимому, близки к тому, что можно определить, как текущий (январь 2001) предел посещения русскоязычного Web-ресурса. Используем эти цифры в качестве ориентира.

Примечание:
Здесь и далее приводятся данные по числу обращений в день на тот или иной сервер, полученные путем усреднения данных системы Rambler Top-100 за последний месяц работы сервера (декабрь 2000 - январь 2001). Расчет проводился на основе числа обращений с различных машин-хостов, но не заходов-хитов. При таком подсчете второй и последующие заходы в тот-же день с одного и того-же адреса не добавляет серверу посетителей. Для ряда серверов в провинциальных городах c перегруженной провайдерской инфраструктурой (Барнаул, Петрозаводск, etc.) оценка по хостам (а не по хитам) может существенно занизить статистику реальных посещений, но в рамках данной статьи мы ограничимся анализом статистики столичных серверов, для которых применяемый метод подсчета вполне корректен.

Перейдем к статистике образовательных ресурсов. Среднее количество пользователей наиболее посещаемого ресурса из числа "образовательных", ресурса, предлагающего коллекцию готовых учебных материалов по широкому спектру дисциплин   - РЕФЕРАТ.РУ- составляет 7 тысяч человек в день (что сопоставимо с аудиторией сервера НТВ.РУ).   Такого рода "коллекции рефератов"    представляют собой наиболее часто посещаемый тип образовательных ресурсов, занимая в рейтинге популярности первые десять позиций, а также тридцать мест из первых пятидесяти.

Количество "часто посещаемых" образовательных ресурсов, имеющих от 100 и более посетителей в день (130 ресурсов) - невелико по сравнению с общим числом (1800) образовательных ресурсов, зарегистрированных в системе Rambler. Причем ровно половину из "часто посещаемых" (65 ресурсов) - составляют коллекции рефератов.

Из ресурсов, призванных по долгу службы формировать единое образовательное пространство страны, безусловным лидером выглядит сервер "Информика" (официальный голос Минобразования), попадающий в разряд упомянутых выше "часто посещаемых". Число посетителей этого сервера увеличилось почти вдвое за последние два с небольшим года года: с 258 (октябрь 1998) до 450 (январь 2001) человек в день и составляет сегодня 0.015% от общего числа работников сферы образования (оцениваемого нами в 3 млн.)

Интересно отметить, что ежедневная посещаемость "Информики", отнесенная к численности работников сферы образования (0.015%), практически совпадает с ежедневной посещаемостью наиболее популярного новостного сервера ЛЕНТА.РУ, отнесенной ко всему взрослому населению страны и не дотягивает до ежедневной посещаемости наиболее популярной коллекции рефератов РЕФЕРАТ.РУ, отнесенной к предполагаемой (30 млн) численности учащейся молодежи.

В разряд "сравнительно часто посещаемых" (50-99 посещений в день) попадают ряд известных информационно-педагогических изданий:

- сервер "1 сентября", увеличивший число посетителей за два с небольшим года в четыре раза - с 25 (октябрь 1998) до 98 (январь 2001) посетителей в день;

- портал "Поколение.ру", организованный концерном ЮКОС в прошлом (2000) году и собирающий на сегодня в среднем 67 посетителей в день;

- сервер "Учительской газеты", увеличивший число посетителей за два  с небольшим года в два с небольшим  раза - с 27 (октябрь 1998) до 62 (январь 2001);

- сервер Федерации Интернет-образования - 52 посетителя в день.

Примечание:
данные за 1998 год заимствованы из электронного научно-педагогического канала "Письма в EMISSIA.OFFLINE" ART 610, СПбАИО, СПб, 1998.


2. ГЕОГРАФИЯ АУДИТОРИИ

Приступая к анализу географии пользователей образовательных web-ресурсов, подчеркнем, что все перечисленные выше московские web-серверы по замыслу и провозглашаемым целям деятельности являются общероссийскими.

Заметим далее, что обращаясь к аудитории через Internet посредством web-сервера вы (по аналогии с центральным каналом телевидения) не можете обратиться отдельно к москвичам, и отдельно - к регионам. Что касается телевидения, то соотношение зрителей центрального TV-канала в регионах и в Москве определяется двумя факторами: во-первых - соотношением числа телевизоров на периферии и в Москве и, во-вторых - соотношением интересов зрителей периферии и Москвы к содержанию программы.

Интернет, конечно, не телевидение, но с точки зрения факторов, влияющих на соотношение числа посетителей вашего сайта из Москвы и из регионов, ситуация вполне аналогична телевизионной. Она определяется, во-первых - соотношением степени доступности Интернета жителям Москвы и регионов и, во-вторых - соотношением интереса московской аудитории и аудитории в провинции к той информации, или к той работе, которая проводится на вашем ресурсе.

Прежде, чем сравнивать географию пользователей образовательных ресурсов, целесообразно вновь задаться ориентирами, которые позволили бы отделить фактор доступности Интернета (на этот фактор представители педагогической науки повлиять не могут ) от фактора интереса аудитории к содержанию ресурса (управление этим фактором входит в компетенцию Минобразования и РАО). Для этого проведем контрольный замер, исключив второй фактор - обратимся к географии посетителей не образовательных, а все тех- же наиболее популярных серверов политических новостей. Их содержание уж точно никак не определяется ни Минобразования, ни научно-педагогической общественностью столицы.

При соотношении населения России (без Москвы) и населения Москвы приблизительно как 14:1, отношение числа посетителей указанных серверов из России (без Москвы) к числу посетителей из Москвы составляет:
для сервера ЛЕНТА.РУ: 0.86:1
для сервера НТВ.РУ: 0.98:1

Итак, суммарное число посетителей "политических" серверов, интегрированное по всей России (включая такие мегаполисы, как Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Ростов и т.д., а также всю Сибирь и Дальний Восток) не дотягивает до числа посетителей, проживающих в пределах "Московский кольцевой дороги".

Теперь попробуем оценить, в какой мере полученное соотношение является отражением той пропасти в качестве жизни, которая возникла между Москвой и регионами в результате социальной политики последнего десятилетия, отражением реального результата "интернет'изации всей страны", а в какой - следствием отсутствия интереса именно к политическим новостям в замерзающей и полуголодной провинции. Для этого воспользуемся тем обстоятельством, что один из уже упоминавшихся выше образовательных серверов - РЕФЕРАТ.РУ - имеет аудиторию, сопоставимую с аудиторией НТВ.РУ и являет собой пусть и не очень респектабельный, но совершенно четко ориентированный на удовлетворение потребностей учащейся молодежи интернет-ресурс, предлагающий "готовые рефераты на все случаи жизни". Вполне закономерно предположить, что при прочих равных обстоятельствах, он должен быть более востребован там, где меньше библиотек и других традиционных средств получения образовательной информации - т.е. скорее в регионах, нежели в столице. И действительно, для этого сервера соотношение Россия / Москва, оставаясь непропорционально низким, все-же увеличивается до значения 1.38:1.

Заметим, что полученное значение соотношения Россия / Москва по Rambler'y (далее для краткости будем именовать его индексом RMR) характерно для сервера, который, вообше говоря   не ведет какой-либо специально-организованной   работы с  аудиторией,  и в функции которого не входит оказание профессиональной помощи в плане образования или воспитания.

Примечание:

География пользователей ресурсов НТВ.РУ и РЕФЕРАТ.РУ, а также методика расчета индекса RMR - см. в приложении в конце статьи .

Обратимся теперь к тем общероссийским ресурсам, которые (по замыслу) сознательно формируют единое образовательное пространство. В приводимой ниже таблице расположены в порядке убывания популярности серверы, как уже упоминавшиеся (из разряда часто посещаемых), так и некоторые другие, с более низким, но все-же заметным уровнем посещаемости - от 5 до 50 посетителей в день.

Ресурс

Посетителей в день

Индекс RMR

Реферат.РУ 7000 1.38
Информика 450 статистика закрыта
Газета 1 сентября   98 1.22

Поколение.РУ  

    67  1.10
Учительская  газета      62 1.18
Федерация Интернет-образования      52 1.41
Информика-ДО     49 1.13
Центр "Эйдос"        49 1.95
Все образование в Интернет     42 1.11
Институт ДО        42 0.89
IATP-Москва (Гармония)      42 1.58
Курьер образования             35 0.74
Поколение.РУ-Учитель     24 1.26
Поколение.РУ-Интерн.-обр.       8 0.85
Поколение.РУ-ДО      6 1.11

Как видно из данных представленной таблицы, индекс RMR, демонстрирующий степень востребуемости ресурса в регионах по сравнению с Москвой, совершенно не коррелирует с интегральным уровнем посещаемости ресурса, т.е. с размером той информационно-педагогической среды, которую формирует вокруг себя ресурс. И это, по-видимому, естественно, поскольку размер среды определяется, в частности и не в последнюю очередь, финансовой, технической и кадровой мощностью ресурса, а направленность сервера на нужды регионов от его мощности не зависит.

Второе, что можно утверждать при анализе данных, приведенных в таблице, в сочетании с имеющимся опытом, сводится к следующему: если коллектив, управляющий сервером, ведет целенаправленную работу с регионами, используя для консолидации своей информационно-педагогической среды, помимо Web-сайта, и другие формы адресного контакта (листы рассылки, off-line конференции, etc.), то результаты этой работы заметным образом сказываются на индексе RMR, повышая его, по крайней мере, до уровня 1.5 и выше (в условиях сегодняшнего состояния интернет'изации провинции).

Так, для сервера Программы IATP (Гармония), которая имеет целью обучение педкадров в провинции работе с образовательными ресурсами, располагает сетью координаторов в регионах и поддерживает лист рассылки, интегрирующий разбросанных по стране участников программы, индекс RMR составляет 1.58. К слову сказать, эта, регионально-ориентированная и крайне полезная (с точки зрения выравнивания условий в центре и провинции) работа, проводимая сравнительно небольшим коллективом, может быть и не замечена, если анализу подвергать не индекс RMR, а рейтинг посещений (42 посещения в день).

Еще более эффектно на общем фоне выглядит сервер Центра "Эйдос", известный педагогам во многих регионах страны своей целенаправленной работой по дистанционному сопровождению образования средствами интернет-технологий, ведущий нескол ько адресных списков рассылки, консолидирующих информационно-педагогическую среду этого центра. Индекс RMR этого сервера составляет 1.95.

В то-же время, более чем скромными представляются позиции обоих центральных педагогических изданий - и "1 сентября" (RMR=1.22) и "Учительской газеты" (RMR=1.18), имеющих, казалось бы, неплохой  рейтинг интегрального числа посещений. Совершенно неубедительны пока позиции разделов вновь организованного портала "Поколение.РУ". И совсем уже внутримосковским  выглядит электронный журнал "Курьер образования" (RMR=0.74).

Что касается центрального сервера "Информика", то его статистика, к сожалению, скрыта от посторонних глаз. Открытая статистика одного из разделов этого сервера - раздела, посвященного дистанционному образованию - "Информика-ДО" (RMR=1.13) оптимизма не внушает.

В заключении отметим, что, несмотря на кажущуюся незамысловатость, индекс RMR, как нам представляется, может служить объективным и легко определяемым индикатором истиной, а не "бумажно-отчетной" федеральной ориентации столичного образовательного web-ресурса. Действительно, если интегральный уровень посещаемости ресурса можно "раскрутить" посредством финансового вливания (техникой, дизайном, обеспечением современной организации сайта, частым обновлением материалов, рекламной компанией), то индекс RMR (являющийся внутриструктурной характеристикой   посещаемости) такими приемами увеличить нельзя. Легких способов увеличить индекс RMR просто не существует, поскольку он определяется исключительно наличием или отсутствием у авторов ресурса концепции взаимодействия с регионами, кропотливой и целенаправленной работы с ними. Именно этого, как представляется, ожидает общество от применения телекоммуникационных технологий в образовании. И именно с таким подходом к работе связаны надежды на выравнивание возможностей получения качественного образования для российских граждан.

Приложение:

География пользователей некоторых Интернет-ресурсов.
Данные службы "Rambler Top-100" за неделю с 4 по 11 января 2001.

Сервер "НТВ.РУ"

RMR= (4.54+ 1.52+ 1.40+ 1.24+ 13.78) / 22.87 = 0.98

a810ntv.gif (14455 bytes)
Сервер "РЕФЕРАТ.РУ"

RMR= (5.41+ 2.89+ 2.03+ 1.87+ 1.79+ 1.50+ 27.74) / 31.34 = 1.38

a810ref.gif (16006 bytes)
Примечание:

Как у любого показателя, у индекса RMR есть  границы  области применения. В частности,  следует проявлять осторожность при интерпретации индекса RMR для Web-серверов, находящихся не в Москве, а других городах страны, а так-же при интерпретации индекса RMR для московских серверов с чрезмерно  низкой   статистикой посещений.

Copyright (c) 2001 А.А. Ахаян
Copyright (c) 2001 Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал.
Регистрационное свидетельство электронного издания  N0320100088 выдано Министерством Российской Федерации по связи и информатизации 23 марта 2001 года.
http://www.emissia.spb.su/offline/

TopList