emissia.offline ART 803



Oct, 2000
(from www.pokoleniye.ru)

Г.Д.Глейзер, доктор пед. наук, академик РАО, директор Института информатизации образования РАО;

Н.Х.Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ

В.П.Седякин, кандидат технических наук, президент Национального союза производителей CD-ROM и мультимедиа.

Учительство и опора на него - основа информатизации российского образования

Долголетние усилия целого ряда специалистов - энтузиастов информатизации российского среднего образования, к сожалению, не привели до сих пор к коренному сдвигу в решении проблемы информатизации. Причины этого вполне объективные и очевидные: тяжелый социально-экономический фон, плохое финансирование сферы образования и пр. Фундаментальный характер их подчеркивает и то обстоятельство, что информатизация образования постоянно находится в центре внимания руководства Минобразования и в самом министерстве этой проблемой занимаются целые управления. Не случайно вновь образованные вне Минобразования организации, также посвятившие свою деятельность информатизации, - Институт Юнеско и Информика - возглавляют Кинелев В.Г. и Тихонов А.Н.

В связи с относительным улучшением социально-экономической обстановки в стране намечается и увеличение затрат на сферу образования. Это и активная деятельность Минобразования в направлении информатизации порождает серьезные ожидания по коренному сдвигу в решении проблемы информатизации.

Под "коренным сдвигом" имеется в виду хотя бы частичная "массовая компьютеризация" школ и реальное продвижение информационных технологий образования. И если, по разным оценкам, на современном уровне компьютеризированы не более 5% российских школ, то реально используют современные технологии образовании лишь в нескольких сотнях школ силами отдельных учителей-энтузиастов или относительно небольших коллективов таких энтузиастов. Другими словами, до сего времени вся тяжесть реальной работы по внедрению информационных технологий образования лежала (и лежит!) на плечах немногочисленных (всего по России - несколько тысяч) настоящих подвижников.

Здесь уместно напомнить, что этим подвижникам есть, что внедрять. За непродолжительное время, с 1995 г. по 1998 г., отечественными разработчиками, главным образом коллективами из вузовской среды, были созданы мультимедийные курсы на CD-ROM по физике, химии, биологии, математике, астрономии, английскому языку и истории. Впоследствии появились и другие CD-ROM по школьным предметам, а с 1999 г. версии этих электронных курсов можно найти в Интернет, причем часть их ориентирована на т.н. "дистанционное" обучение. Так, например, на сервере "Информика" (http://informika.ru/) размещены сайты по химии, инженерной графике и начертательной геометрии, разработанные коллективами РНПО Росучприбор", АО "Интос" и ряда российских вузов. Содержание этих сайтов охватывает большую часть соответствующих курсов (по школьной и вузовской программе) и польностью отвечает содержанию соответствующих CD-ROM (за исключением части медийных материалов - видеофрагменты и пр.).

Учителя - предметники, увлеченно внедряющие информационные технологии образования в преподавание тех или иных предметов, пользуются отечественными разработками не "на свой страх и риск". Большая часть их одобрена Минобразования и методически тем или образом апробирована. Однако в силу указанных причин массового внедрения их не было и нет. Их использование носит ярко выраженный "островковый" характер.

Сами по себе, по своей инициативе, эти "островки внедрения" пытаются объединяться на разного рода семинарах и конференциях. Около 10 лет проводится в Москве специальная конференция "ИТО" (информационные технологии образования). Надо отдать должное организаторам этой конференции - в сущности на коммерческой основе, с минимальной поддержкой Минобразования, небольшая фирма "Бит-про" регулярно проводится ее с изданием печатных трудом, выставкой и пр. Одно это доказывает востребованность такой конференции. Однако ее достоинства оборачиваются и крупными недостатками: конференция ориентирована на учителей - энтузиастов и оказалась своего рода "школой передовиков". А как вовлекать в информатизацию "середняков"?

По нашему убеждению здесь необходимо задействовать огромный потенциал педагогических вузов. Необходимо сориентировать будущих учителей уже на студенческой скамье на использование информационных технологий образования. Студентам необходимо получать общие представления о них, они должны не только уметь пользоваться Интернет, иметь компьютерную грамотность, но им следует хорошо знать российские образовательные ресурсы в Интернет и на CD-ROM по конкретным предметам.

Для этого необходимо ввести в программу обучения в педвузах обязательный курс "Информационные технологии образования". Его структура вполне ясно определена привычным для московских ИТО составом секций и семинаров: - информатика - информационные технологии в управлении образовательными заведениями - технологии открытого образования (ДО, Интернет и др.) - информационные технологии в дефектологии и др. - информационные ресурсы и технологии для естественно-математических предметов (физика, математика, химия, биология, графика, технология и пр.) - информационные ресурсы и технологии для гуманитарных предметов (география, история, иностранные языки, русский язык и общекультурные аправления).

При этом часто выделяют саму информатику как отдельное от инфор мационных технологий направление. У этого, несколько парадоксального, подхода есть тем не менее два серьезных мотива. Во-первых, преподава ние самой информатики до последнего времени, действительно, не требо вало привлечения больших, в т.ч. мультимедийных, массивов информации и мультимедийных курсов или ресурсов в Интернет. Во-вторых, сейчас при слабой компьютеризации школ существует организационный антагонизм между учителем информатики, который практически владеет всеми компьютерами в школе, и учителями-предметниками, которые пытаются (или должны стремиться) ввести в свою работу информационные технологии. Однако, вероятно, скоро этот антагонизм будет преодолен и трудно будет оправдать отрыв самой информатики от информационных технологий. Безусловно, одной лишь подготовкой учителей в педвузах дело не должно ограничиваться. Серьезную опору информатизации в массовом учительстве можно будет найти только при условии конкретной материальной заинтересованности в виде соответствующих надбавок и др. Кроме педвузов необходимо будет также активно задействовать и институты повышения квалификации учителей.

Будет весьма оправданным поставить в центр внимания именно "среднего" учителя. Без этого трудно рассчитывать на массовую информатизацию российской школы. Подготовить учителя невозможно без тщательной отработки программы обучения информационным технологиям образования. Желательно в кратчайшие сроки провести детальную проработку ее с привлечением специалистов РАО и ряда вузов Москвы и регионов.