emissia.offline ART 802


Oct. 2000
(from www.pokoleniye.ru)

Е.В. Емельянова, Информационно-методический центр Департамента образования, г. Иркутск

Основные модели образовательных проектов


Интернет - это огромное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство, с одной стороны, и уникальная возможность самореализации личности в общении с себе подобными, клуб друзей по интересам - с другой. С точки зрения образования, интернет-технологии представляют профессиональный интерес для разработчиков образовательных проектов, как проводимых на постоянной основе, к которым участники могут подключаться в любой момент, и проводимых в Сети. Проекты, которые предлагает Программа межшкольных связей по Интернету через список рассылки "Педсовет по средам", можно разделить на несколько видов, которые мы условно назвали "проводимые на постоянной основе" и "стихийные образовательные проекты".

К проектам, проводимым на постоянной основе, на наш взгляд, можно отнести: системы дистанционного обучения; рейтинговые системы тестирования знаний; дистанционные семинары. Примеров подобных отечественных телекоммуникационных проектов существует большое количество. Речь идет и о тех, которые создаются местными региональными структурами, и о проектах международного уровня. Наиболее популярными среди школьников являются программы такого рода, предлагаемые Московским центром "Эйдос" (http://www.eidos.techno.ru/), Отделом образования Администрации Переславля-Залесского (http://www.botik.ru/), Барнаульским педагогическим университетом (http://www.bspu.secna.ru/), Центром тестирования при МГУ (http://www.ht.ru/tt/index.htm) и др. Проводимые на постоянной основе образовательные проекты объединяет то, что телекоммуникации пока являются только дополнением традиционной методической работы образовательных структур и центров /1/.

Среди "стихийных образовательных проектов", в свою очередь, можно выделить три основные модели: исследовательская; турнирная и конкурсная. Рассмотрим подробнее, что собой представляют эти модели:

1. Модель исследовательская.

-идея
-объявление
-регистрация
-совместное планирование деятельности исследование на месте
-размещение результатов на местном сайте
-объединение сайтов ссылками

2. Модель турнирная.

-идея
-объявление
-регистрация
-высылка заданий
-выполнение заданий
-перекрестная проверка решений
-итоги
-награждение

3. Модель конкурсная.

-объявление
-поиск
-идея
-регистрация партнеров -
-планирование деятельности
-сбор материалов
-размещение результатов на общем сервере
-судейство
-награждение

Примером первой модели является образовательный археологический проект "Global Village: Fort Ross" (http://www.mcn.org/ed/ross/gv.htm), результатом которого является плодотворное двухлетнее сотрудничество краеведческого клуба "Иркутск - Форт Росс", музея истории г. Иркутска и Калифорнийского музея Fort Ross /2/.

По схеме второй модели, турнирной, обычно строятся все отечественные турниры и состязания, например, Роботландские турниры, турниры по программированию Воронежского педагогического университета, Института программных систем РАН, различные мейл-ринги и состязания знатоков.

И, наконец, третья модель, конкурсная, является, на взгляд автора, показательной моделью образовательного Веб-квеста для школьников. Важным моментом в такой схеме взаимодействия является организация диалога нескольких партнеров, разнесенных географически, а иногда и по языковому признаку. В этом случае особенно эффективными средствами общения являются современные on-line технологии: различные чаты, видео-конференции, общий доступ к FTP - серверу, и другие. Наглядным примером такой модели сотрудничества являются международные проекты: Конкурс "ThinkQuest" (http://www.thinkquest.org) и AT&T "Virtual ClassRoom" (http://www.vc.attjens.co.jp/e/contest/).

За "стихийными проектами" - будущее, так как именно здесь реализуется основной принцип работы в WWW - саморазвитие системы. Но, вместе с этим, возникает проблема качества подобных проектов. Одним из решений этой проблемы является объединение, интеграция усилий различных специалистов по решению задач, поставленных перед участниками конкретного проекта: от ограниченности в рамках одного класса - к открытому обществу в целом.

Литература:


1. В.Е. Скородумов. Направления методической работы с использованием телекоммуникаций // Материалы международной конф.: "Интернет. Общество. Личность". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса): Санкт-Петербург, 1999, с. 243-245.

2. Е.В. Емельянова. Об опыте участия в международных телекоммуникационных проектах // Материалы международной конф.: "Интернет. Общество. Личность". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса): Санкт-Петербург, 1999, с.174-175.