Электронный научно-педагогический журнал
Письма в Emissia.Offline  ART 773


Июнь 2000
A.A.Aхаян andrew@emissia.spb.su
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Понятие о Виртуальном педвузе

#1. Системный анализ как основа системного подхода

Изучение деятельности того или иного объекта, как системы означает применение к исследованию этой деятельности системного подхода - "┘конкретно-научного метода диалектико-материалистической методологии┘" (В.И.Николаев, В.М.Брук). Методологией системного подхода выступает системный анализ и используемый в ходе такого анализа понятийный ряд, обозначающий свойства объекта, совокупное наличие которых определяет объект как систему (целостность и членимость, наличие внутренних связей между элементами, наличие внутренней организации - понижение энтропии при организации элементов, наличие интегративного качества, отсутствующего у отдельно взятых элементов системы) (М.Месаревич).

Рассмотрение объекта с позиций системного подхода предполагает определение системообразующих свойств, определение основных характеристик системы - структуры и функций, а также - системообразующих и системоразрушающих факторов. Описание искусственных систем (созданных человеком) включает в себя определение местоположения факторов целеполагания, являющихся основой организации системы. Эти факторы могут находиться как внутри системы (целенаправленные системы), так и вне системы (казуальные системы). (В.В.Дружинин, Д.С.Канторов). Целенаправленные системы способны к выбору модели поведения в зависимости от выбранной цели. Для казуальных систем характерно отсутствие внутренней цели. Целевая функция таких систем задается извне.

Точного, общепринятого определения понятия "Виртуальный Педвуз", как системы, в настоящее время нет. Отсутствует и описание его структурных элементов. Поэтому для определения понятия "Виртуальный педвуз" представляется целесообразным, прежде всего, обратиться к толкованию понятий "педагогическая система" и "образовательная система". Заметим, что использование методологии системного подхода в многочисленных теоретических исследованиях по педагогике породило неоднозначность толкования двух этих понятий. Зачастую они употребляются как синонимы. Многозначность трактовки терминов, как известно, характерна для гуманитарных наук, в том числе - для педагогической.

# 2. Понятие образовательной и педагогической  систем, их соотношение

Среди различных подходов к определению понятия "образовательная система" ("система образования") можно выделить историко-культурологический (В.М.Розин, В.Е.Родионов); деятельностный (В.Я.Нечаев) и структурно-функциональный (В.С.Игропуло). Последний из перечисленных позволяет конкретизировать описание как структурных элементов системы (образовательные программы, образовательные учреждения, органы управления и т.д. ), так и структуру процесса (процессуальные характеристики) - реализацию образовательных программ и государственных стандартов. Кратко и обобщенно образовательную систему можно определить в рамках этого подхода, как систему, в которой осуществляются образовательные процессы.

К характерным особенностям образовательных систем относится то, что они создаются:

- человеком (группой людей, которые участвуя непосредственно или опосредованно в организации и проведении образовательном процессе, являются структурным элементом системы);

- для человека (группы людей, которые будучи включенными в образовательный процесс, протекающий в системе, также становятся ее структурным элементом).

Функционирование образовательных систем подчинено образовательным целям, которые представляют собой "сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество" посредством реализации "программы развития человека средствами образования" [1], его самоопределения и продуктивного включения в общественную жизнь.

Обратимся теперь к понятию "педагогическая система". По В.П.Беспалько [2] педагогическая система - это "совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами". В структуре педагогической системы автор выделяет следующие элементы: учащиеся, цели обучения и воспитания, содержание обучения и воспитания; дидактические процессы; учителя и ТСО; организационные формы воспитательной работы.

Согласно Н.В.Кузьминой [3] структура педагогической системы включает следующие элементы: цели, педагоги, учащиеся, средства педагогической коммуникации, учебная информация. При этом, на функциональном уровне в педагогической системе автор выделяет пять основных компонентов профессиональной деятельности современного учителя: гностическая, проектирующая, конструирующая, коммуникативная, и организаторская.

Среди многообразия определений педагогической системы можно выделить позицию В.И.Гинецинского [4], который трактует понятие "педагогическая система", как "модель воспитания" со следующим элементным составом: цель, субъект, объект, содержание, средства и результаты.

Взаимосвязь и взаимозависимость понятий образовательной и педагогическиой систем прослеживается в работах многих исследователей. Общим для образовательных и педагогических систем называют:

принадлежность к классу искусственных (созданных человеком) систем, основным компонентом которых является человек;

принадлежность к классу открытых (взаимодействующих со внешней средой) целенаправленных (способных к выбору поведения в зависимости от выбранной цели) систем;

иерархичность и сложность структуры и взаимосвязей, наличие подсистем.

По В.С.Игропуло педагогические системы можно рассматривать в качестве образовательных систем, в которых существенную роль играет профессионал-педагог.

И.Б.Готская [5] полагает, что образовательные и педагогические системы могут реально существовать, функционировать и развиваться квазинезависимо друг от друга, взаимодействуя друг с другом как две равноправные системы, образуя сочетание, в рамках которого образовательную систему можно рассматривать как форму, а педагогическую √ как содержание.

По Ю.К.Бабанскому [6], система, в которой протекает педагогический процесс (включающий воспитание и обучение) является образовательной системой, а протекающий в этой системе педагогический процесс - педагогической системой. Аналогичной по сути точки зрения придерживается В.П.Беспалько [2], полагая, что в любой действующей образовательной системе всегда содержится ее концепция, которая реализуется как педагогическая система, присущая данной образовательной системе.

В дальнейшем, при использовании понятий "образовательная система" и "педагогическая система" , мы будем ориентироваться на позицию Ю.К.Бабанского и В.П.Беспалько, которая близка логике проводимого исследования.

# 3. Определение педагогической категории  "Виртуальный педвуз"

Руководствуясь приведенной терминологией и учитывая определенные выше задачи Учебного центра подсистемы педагогического ДО, будем понимать под Виртуальным педвузом (как образовательной системой) систему, обеспечивающую выполнение педагогическим университетом его функций (научно-исследовательской, образовательной, культурно-воспитательной) средствами Internet-технологий, и решающую, тем самым, задачи центра подсистемы дистанционного педагогического образования в отношении общего среднего образования, высшего педагогического образования, поствузовской подготовки, аспирантуры и осуществления научно-педагогических исследований.

При таком определении Виртуальный педвуз предстает системой, деятельность которой адекватна дистанционной (с применением Internet-технологий) многоплановой научно-образовательной деятельности Педагогического университета.

Предложенное определение позволяет установить и соотношение между Виртуальным педвузом и педагогическим университетом: Виртуальный педвуз представляет собой подсистему педагогического университета, осуществляющую научно-исследовательскую, образовательную и культурно-воспитательную функции педагогического университета дистанционно, средствами Internet-технологий.

В виртуальном пространстве, т. е. в пространстве, образованном за счет Internet-технологий связи, Виртуальный педвуз являет собой образ педагогического университета, возникающий у субъектов педагогической деятельности, физически удаленных от педагогического университета (дистанционных учащегося, студента, учителя, аспиранта, педагога-исследователя) и определяющийся реальной дистанционной научно-образовательной деятельностью педагогического университета.

Литература

[1] Н.В.Бордовская, А.А.Реан. Педагогика. - СПб, 2000.
[2] В.П.Беспалько. Теория учебника. - М., 1989.
[3] Н.В.Кузьмина. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1973.
[4] В.И.Гинецинский. Основы теоретической педагогики. - СПб, 1992.
[5] И.Б.Готская. Aвтореф. докт. дисс┘ пед. наук, РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
[6] Ю.К.Бабанский. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.


Copyright (c) 2000 А.А.Ахаян
Copyright (c) 2000 Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал. Гос.рег.# 0320100088.
TopList