Электронный научно-педагогический журнал
Письма в Emissia.Offline   ART 771


Июнь 2000
А.А.Ахаян andrew@emissia.spb.su
Российский государственный педагогический Университет им. А.И.Герцена

Практика применения дистанционных форм образовательной деятельности

В течение недолгой (не более 10 лет) истории образовательной деятельности с применением Internet-технологий, она регулярно обозревавается российскими и зарубежными исследователями (T. Glennan & A. Melmed [1], Д.А.Богданова и А.А.Федосеев [2], И.А.Мизин и К.К.Колин [3], В.А.Извозчиков [4], А.А.Андреев [5], Е.Н.Ястребцева [6] и др.), что обусловлено крайне динамичным развитием этой области деятельности. Анализ осуществляется с разных позиций и, в соответствие с целями анализа, классификация дистанционной образовательной деятельности проводится разными авторами по различным основаниям, среди которых можно выделить: регионально-государственную принадлежность организаций, ведущих дистанционную образовательную деятельность, уровень использования инструментальных возможностей Internet-технологий, уровень и тип образования, обеспечиваемый дистанционным путем.

В рамках настоящего обзора мы лишь кратко коснемся классификации учреждений ДО по первым двум основаниям, уделив основное внимание дифференциации дистанционной деятельности по основанию типа и уровня образования.

#1. Регионально-государственная принадлежность организаций, ведущих дистанционную образовательную деятельность

Согласно данным отдела статистики Министерства образования, учреждения, предоставляющие или декларирующие предоставление в той или иной форме дистанционных образовательных услуг, по состоянию на 1998 год, были сосредоточены, в основном [7]:

в Западной Европе -243 учреждения;
в Северной Америке и Канаде -240;
в Африке - 122;
на территории бывшего СССР - 117;
в Азии - 100;
в Австралии - 70
в Латинской Америке - 55.

О суммарной численности обучающихся дают некоторое представление следующие цифры:

в системе дистанционного образования Соединенных Штатов обучается более одного миллиона человек;
во Франции, только национальный Центр ДО обеспечивает обучение 35 000 человек.

#2. Уровень использования инструментальных возможностей Internet-технологий при организации дистанционной образовательной деятельности

По этому основанию можно выделить три уровня организации дистанционной образовательной деятельности

поддержка электронной почтой традиционной заочной формы обучения с очной формой экзаменационных испытаний (примером может служить организация получения высшего образования в Московском Независимом Эколого-Политологическом Университете [8] );

сочетание дистанционной формы обучения посредством применения комплекса Internet-технологий с очной формой экзаменационных испытаний (в качестве примера можно привести организацию процесса подготовки бакалавров в Межвузовском Центре дистанционного образования МЭСИ [9] );

дистанционное обучение на основе применения комплекса Internet-технологий (включая дистанционную форму экзаменационных испытаний) - по этой форме анонсировалась курсовая подготовка практических психологов.

#3. Уровень и тип образования, обеспечиваемый дистанционным путем

a) Высшее (или второе высшее) профессиональное образование.

В качестве примера наиболее известных учреждений этого уровня образования можно привести Национальный Технологический Университет (США), объединяющий около 40 инженерных школ и обеспечивающий подготовку магистров технологии; Национальный Университет ДО Испании, включающий в себя более 60 учебных центров; немецкий Виртуальный Университет Хагена (Gesamthocshule in Hagen), практикующий дистанционное обучение по ряду гуманитарных специальностей [10], Высшую Экономическую школу в Брюсселе (EHSAL) [11], голландский Университет Твенте (University of Twente); Балтийский Университет в Швеции, интегрирующий усилия более 50 университетов балтийского региона; Китайский телеуниверситет, Национальный Открытый Университет им. Индиры Ганди (Индия); Южно-корейский Национальный Открытый Университет и т.д.

В Западной Европе дистанционное обучение на уровне получения высшего образования реализуется в форме так называемых "открытых университетов".

Для поступления в университет этого типа необходимо пройти собеседование и аттестацию, заполнить анкету с подробным указанием имеющегося образования. После зачисления студент начинает получать учебные планы, методические и учебные материалы, к каждому студенту прикрепляется преподаватель-консультант. Беседы с консультантом проводятся по согласованному расписанию с применением средств новых технологий, включая электронную почту, форум, чат.

Обучение в открытых университетах организуется по кредитно-модульной схеме и предполагает получение определенной совокупности знаний, определенной программой обучения. Программа имеет разбивку по годам, однако студент имеет возможность в определенных пределах изменять последовательность изучаемых предметов по своему усмотрению. Общее число предлагаемых курсов (кредитов) превышает число необходимое для аттестации за год. Поэтому студент имеет в известных пределах возможность выбора не только последовательности изучения, но и самого выбора курсов, заказывая соответствующие кредиты.

Изучение предметов включает: самостоятельную работу с лекционными курсами, подготовленными по по гипертекстовой технологии и установленными на учебном сайте; работу на семинарах, организуемых и проводимых преподавателем с применением технологии листсервера либо on-line форума, получение персональных консультаций от преподавателя по электронной почте, сдачу испытаний по окончании изучения курса.

В России практическое освоение Internet-технологий в образовательных целях началось в середине девяностных годов. К настоящему времени лишь немногие российские образовательные учреждения анонсируют возможность получения дистанционным путем высшего (или второго высшего) образования. Это - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский государственный университет электроники и математики (МИЭМ), Московский государственный авиационный технологический университет (МАТИ), СПб государственный технический университет (ЛПИ им. М.И.Калинина), Уральский государственный технический университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники.

Так, Межвузовский Центр дистанционного образования Минобразования России на базе МЭСИ. осуществляет дистанционную подготовку бакалавров менеджмента и бакалавров экономики с использованием Web-технологии и технологии электронной почты [9].

Международный банковский институт, С-Петербург, анонсирует дистанционную форму переподготовки кадров. Разработанная в этом учебном заведении концепция дистанционной подготовки включает в себя из числа собственно дистанционных - только технологию электронной почты. В остальном учебный процесс строится на использовании новых информационных технологий в рамках проведения очных занятий со слушателями.

Дистанционная форма получения высшего образования анонсируется также в Государственной Академии управления им. Серго Орджоникидзе (ГАУ). Однако, в настоящее время в качестве основной задачи здесь рассматривается задача обеспечения студентам, обучающимся в ГАУ в очном режиме, оперативного доступа к учебно-методическим материалам посредством использования электронных обучающих программ.

Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) также предлагает получение высшего образования по ряду экономических специальностей дистанционным путем [8]. Однако, практически единственной дистанционной технологией связи преподавателя со слушателями в этом учебном заведении является электронная почта. Материал для самостоятельного изучения распространяется либо в печатной (бумажной) форме, либо (частично) на электронных носителях (по кейс-технологии). Экзаменационные испытания проводятся в очном режиме.

Среди российских учреждений, анонсирующих дистанционную форму получения высшего образования, наиболее разработанную методическую систему дистанционного обучения демонстрирует, на наш взгляд, Центр "Тантал", недавно (2000 год) переименованный в Русский Институт Менеджмента. Институт располагает учебно-методическими комплексами дистанционного обучения по целому ряду специальностей: Менеджмент (0602), Экономика, бухгалтерский учет и контроль (0601), Правоведение (0201), Право и организация социального обеспечения (0202), Социальная работа (0205). Учебно-методические комплексы разработаны на основе синтеза Web-технологий, on-line форума, list-сервера, чата, электронной почты и видеоконференций.

Кроме перечисленных выше центров ДО, работу по дистанционному высшему образованию предполагают проводить: Центр "Истина" (Москва), Всемирный распределенный технологический университет, Всемирный распределенный университет при МАИ (открывающий магистратуру и докторантуру по Computer Science ).

б) Курсовая подготовка и повышение квалификации (поствузовское образование).

Имеется ряд центров дистанционного образования, предлагающих обучение на уровне поствузовской курсовой подготовки,например, курсы практических психологов, обучение в области бизнеса и экономики, которое осуществляют корпоративные учебные центры, не входящие в национальные системы образования. По данным [7], на долю этих центров приходится около четверти всех дистанционных образовательных программ высшего образовательного уровня. В качестве примера наиболее известных центров этого типа можно привести BMI (Business Management International) - специализированная американская консалтинговая компания, занимающаяся, посредством ДО, общим образованием и профессиональной подготовкой детей и взрослых в области бизнес-образования. Российским представительством IBM организована программа дистанционного индивидуального обучения в ряде университетов США. Из российских учреждений этой категории можно отметить Международный Центр Дистанционного Обучения "ЛИНК" - российского партнера Школы Бизнеса Открытого Университета (Великобритания); Современный гуманитарный университет (Москва).

в) Дополнительное образование на уровне среднего общего (включая профориентацию, довузовскую подготовку и входное тестирование для поступления в ВУЗ). Наиболее известным учреждением, осуществляющим доподготовку в России является уже упоминавшийся выше Русский Институт Менеджмента ("Тантал"). Имеется ряд центров дистанционного образования, предлагающих курсы, обеспечивающие профессиональную доподготовку на уровне среднего специального образования (курсы экономистов, бухгалтеров, и т.п.). Такого рода центры открываются, как правило при технических вузах, для которых экономическое образование не является профильным, но которые располагают кафедрами экономического профиля и материальной базой, достаточной для ведения узкоспециальной краткосрочной дистанционной курсовой деятельности.

#4. Понятие о посещаемости (степени востребуемости) образовательных ресурсов

Анализ дистанционной образовательной деятельности, ввиду специфичности ее природы, может быть основан не только на обзоре литературных источников традиционного формата, но - и это существенно - на анализе реального позиционирования дистанционной деятельности того или иного учреждения в естественном пространстве дистанционной деятельности - в Глобальной сети. За несколько последних лет в Россиийской части Глобальной Сети сформировалось информационное поле, которое с известной долей условности можно обозначить как Педагогический Интернет России [12]. Это поле, образованное созвездием постоянно действующих российских дистанционных образовательных ресурсов, непрерывно просматривается поисково-рейтинговыми системами (Rambler, Stars, SpyLog, и др.) которые регистрируют и систематизируют гипертекстовые ресурсы Internet всех существующих направлений (спорт, политика, музыка, etc.), выделяя в отдельный раздел гипертекстовые ресурсы, именующие себя образовательными.

По состоянию на середину 2000 года системой Rambler было зарегистрировано около 1500 российских образовательных гипертекстовых сайтов. Для сравнения - двумя годами ранее, в середине 1998 года число таких ресурсов не превышало 500.

Важной характеристикой, определяемой с помощью рейтинговых систем, является посещаемость ресурса (его реальная востребуемость) - среднее число посетителей данного ресурса в день ( за тот или иной, определенный период наблюдения). С помощью этой характеристики легко отделить формально существующий ресурс от ресурса <работающего> с той или иной реальной аудиторией.

В приводимою ниже таблицу сведены результаты анализа посещаемости ресурсов ряда учреждений дистанционного образования из числа упоминавшихся выше, а также - ряда других, о которых речь пойдет ниже. Анализ проводился в 2000 г. по данным поисково-рейтинговой системы Rambler. Число посетителей в день усреднялось за месяц наблюдений.

Знакомясь с приводимыми ниже данными, следует иметь в виду, что уже само по себе длительное нахождение того или иного ресурса в рейтинге (даже при небольшой численности посетителей) - явлется в определенной степени свидетельством непрерывной работы авторов с аудиторией посредством своего ресурса, поскольку даже при краткосрочном (семь дней) отсутствии посетителей ресурс автоматически исключается из списка участников рейтинга (этот список получил название TOP-100).

 

Название ресурса

Адрес ресурса (URL)

Посетит. в день

     

Русский институт менеджмента

http://www.tantal-rim.com

600

Центр ДО МГТУ им. Баумана

http://www.cko.bmstu.ru

540

ДО через Internet

http://www.anriintem.com/ind.shtml

450

Практическая психология дистанц.

http://www.psycho.all.ru

170

Центр обучения и тестир. МАТИ

http://www.education.ru

80

Институт ДО МЭСИ

http://www.ido.ru

60

Центр "Радуга"

http://informika.ru/text/friends/raduga/

50

Междунар. Центр ДО ЛИНК

http://www.link.msk.ru/de/

40

Южн-рос..Ун-т эконом. И сервиса

http://www.sssu.ru

20

Институт доп. проф. образ. РМАТ

http://www.iape.ru

17

Cамарский ЦНИТ СГАУ

http://cnit.ssau.ru

17

Интернет-центр АГУ

http://tbs.dcn-asu.ru/~avk/uic/

14

Институт прикладной психологии

http://www.sobchik.newmail.ru

13

Центр ДО МГИЭМ

http://dlc.miem.edu.ru

10

ДО ИПК МТУСИ

http://ipk.mtuci2.ru/de/

4

Институт Управления и экономики

http://www.ime.ru/distant.htm

3

Институт психологии в Internet

http://www.riapress.ru/ip/

2

     

*************************

************************

***********

Центр ДО "Эйдос" (Мск)

http://www.eidos.techno.ru

49

Все образование в Internet

http://all.edu.ru

42

Научн. лаб. школьников (Новосиб.)

http://www.nsu.ru/materials/ssl/

31

Ярославский ИПК ПР РО

http://www.ipk.yar.ru/index.html

23

Роботландия (Переславль)

http://botik.ru/~skorodum/

?

Педсовет по средам (Мск)

http://school-sector.relarn.ru

?

#5. Дистанционная педагогическая деятельность, не направленная явным образом на повышение формального образовательного статуса учащегося

Анализируя спектр практически осуществляемой дистанционной образовательной деятельности, нельзя не заметить наличие существенной составляющей этой деятельности, которая не укладывается в перечисленный ранее перечень типов и уровней образовательных услуг, поскольку не обнаруживает признаков наличия законченной методической системы дистанционного обучения и не имеет целью повышение формального образовательного статуса потребителя образовательной услуги (см. нижнюю часть приводимой таблицы). Между тем, деятельность этого типа со всей очевидностью ориентирована на поддержку общего среднего образования.

Такая работа проводится, как правило, инициативными группами, базирующимися либо в педагогических университетах, либо в центрах новых технологий отделов образования, либо в институтах повышения квалификации учителей и реализуется в форме дистанционного взаимодействия педагогов-ученых с учителями школ, либо с учащимися школ, либо с теми и другими одновременно. Во всех замеченных случаях целью такого взаимодействия является развитие учащихся. Можно выделить две модификации этой дистанционной деятельности:

первая проводится без опоры на учителя (как на промежуточное звено) и состоит, как правило, в ведении факультативных (дополнительных) занятий со школьниками-"индивидуалами". Примерами такой деятельности могут служить "Заочная математическая школа" - дистанционная работа со старшеклассниками (С.А.Соболев, Карелький государственный педагогический университет)[13], "Научная лаборатория школьников" - на вопросы школьников отвечают ученые (В.В.Шелест, Новосибирск) [14]; решение задач по ТРИЗ ( Н.Н.Хоменко и др., Минск) [15];

вторая проводится с участием, или даже с опорой на удаленного школьного учителя, предполагает создание творческих коллективов и может проходить в форме командных телекоммуникационных предметных олимпиад - "Роботландия" (Ю.А.Первин, В.Е.Скородумов с сотрудниками, г.Переяславль-Залесский) [16], групповых телекоммуникационных предметных викторин и олимпиад (А.В.Могилев с сотрудниками, Воронежский государственный педагогический университет) [17], телекоммуникационных эвристических проектов (А.В.Хуторской с сотрудниками, Центр <Эйдос>, Институт Общего Среднего Образования РАО) [18].

Следует особо подчеркнуть высокую степень востребуемости дистанционной педагогической деятельности этого типа, ориентированной на поддержку межпредметных связей, развитие у школьников познавательного интереса, самостоятельного мышления, умений работать в команде, умений пользоваться ресурсами Глобальной сети, телекоммуникационной культуры общения.

Литература

[1]T. Glennan, A. Melmed.  Становление образовательных технологий: элементы национальной стратегии (RAND Corporation, 1996, пер. Е.Н.Каракозовой под ред. С.Д.Каракозова) // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1998, ART490 Гос. рег. # 0320100088.

[2]Д.А.Богданова и А.А.Федосеев. Возможности использования сетевых технологий в образовании // Системы и средства информатики. Вып. 8. М.: Наука, 1996, с.132-145.

[3]И.А.Мизин и К.К.Колин. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России // Системы и средства информатики. Вып. 8. М.: Наука, 1996, с.1-13.

[4]Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект): Учебное пособие / Под общ. ред. В.А.Извозчикова. - СПб.: Образование, 1997. 211 с.

[5]А.А.Андреев. К вопросу об определении понятия "дистанционное обучение" // Дистанционное образование, 1997, #4, c. 16-19.

[6]Е.Н.Ястребцева. Школьное Интернет-образование в России и зарубежных странах // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 2000, ART  798. Гос. рег. # 0320100088.

[7] А.А.Андреев. Введение в дистанционное обучение // Компьютеры в учебном процессе. М., Интерсоциоинформ, 1998, #2, c.25-68.

[8]Л.А.Хачатуров. Дистантный проект МНЭПУ. Высшее образование по электронной почте // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1997, ART 403. Гос. рег. # 0320100088.

[9]В.А.Самойлов, Ю.Б.Рубин. Система ДО в МЭСИ // Дистанционное образование, 1996, #1, c. 13-16.

[10] Т.Р.Берлина. Дистанционное образование: проблемы и перспективы // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1996, ART 230. Гос. рег. # 0320100088.

[11]A.Kelling. Дистанционная магистратура по деловому управлению (МВА-программа Высшей школы EHSAL-Брюссель) // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1997, ART 390. Гос. рег. # 0320100088.

[12]А.А.Ахаян. Педагогический Интернет России // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1998, ART 610. Гос. рег. # 0320100088.

[13]С.И.Соболев. О дистанционном математическом образовании в Карелии // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб, СПбАИО, 1996, ART 143. Гос. рег. # 0320100088.

[14]В.И.Шелест. Вести из Новосибирска: новое на сайте "Научной лаборатории школьников" // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 2000, ART 738. Гос. рег. # 0320100088.

[15] Н.Н.Хоменко, частное сообщение.

[16]А.А.Дуванов, Ю.А.Первин, В.Е.Скородумов. Дистанционные формы раннего информатического образования // Материалы конф. ИНО-97, Москва, 1997, // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1997, ART 511. Гос. рег. # 0320100088.

[17]А.В.Могилев. Учебные компьютерные телекоммуникациии, как единая среда общения // Электронной издание "Письма в Emissia.Offline: электроный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 2000, ART 794. Гос. рег. # 0320100088.

[18] А.В.Хуторской. Принципы дистанционного творческого обучения //  Эл. журнал "Эйдос", М., Эйдос, 1998, #1.


Copyright (c) 2000 А.А.Ахаян
Copyright (c) 2000 Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал. Гос.рег.# 0320100088.
TopList