Электронный научно-педагогический журнал
Письма в Emissia.Offline   ART 770

Июнь 2000
А.А.Ахаян andrew@emissia.spb.su
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Дидактические    возможности   компьютерной    коммуникации на  основе Internet-технологий, как инструмента дистанционной научно-образовательной деятельности
Содержание
#1. Понятие о дидактических возможностях компьютерных коммуникаций
#2  Оперативная электронная переписка удаленных субъектов,   как базовая дидактическая возможность компьютерной коммуникации;  транспортировка электронной почты

      * Электронный адрес пользователя
      * Протокол связи и транспортировка электронной почты
      * Социальная значимость протокола UUCP электронной почты
      * Особенности    электронной  почтовой  связи  при   наличии IP-подключения
#3. Понятие  о  коммуникации  в   режимах  'off-line'  (асинхронной)  и   'on-line' (синхронной) связи
#4. Дидактические  возможности   компьютерной  коммуникации  в  режиме 'off-line'
      * Участие  в  работе   всемирных  тематических телеконференций
      * Участие в  телеконференции распределенной рабочей группы 
      * Работа с электронными банками информации
#5 Дидактические возможности компьютерной коммуникации в  режиме "on-line"
      * Навигация по гипертекстовым ресурсам Глобальной сети
      * Установка собственных ресурсов в Глобальной сети
      * Участие в несинхронизированной во времени дискуссии рабочей  группы  (форум)
      * Участие в синхронизированной во времени дискуссии рабочей  группы  (чат)
      * Поиск, анализ и систематизация материалов, имеющихся в   Глобальной сети
#Заключение
#Литература
#1. Понятие о дидактических возможностях компьютерных коммуникаций

Прежде,   чем   обратиться    к   анализу   дидактических   возможностей компьютерных  коммуникаций,   следует  определиться  с  самим   понятием "дидактических      возможностей"     применительно    к  компьютерным коммуникациям. В литературе, посвященной исследованию применения новых
информационных    технологий   в    образовании   встречаются    термины "дидактические   свойства" компьютерных коммуникаций (телекоммуникаций) и "дидактические       функции"      компьютерных      коммуникаций (телекоммуникаций).  

Так,  под  дидактическими   свойствами  телекоммуникаций,  как   средства обучения, Е.С. Полат [ 1, с.154 ] понимает те качества,  (стороны) телекоммуникаций, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе, например:

- передача  текстовой  и   бинарной  информации  одному или нескольким пользователям,
- хранение информации в почтовом ящике центрального компьютера до тех пор, пока она не будет     востребована получателем,
- получение автоматического уведомления о том. что информация достигла адресата, или о невозможности ее вручения,
- отправка  запросов  на получение информации из сетевых баз данных и получение информации по запросу,
- обмен информацией с большим числом пользователей,
- свободный  поиск  информации  на гипертекстовых серверах Глобальной сети и т.д.

Под   дидактическими    функциями  телекоммуникаций  автор   [1,  с.159] понимает   внешнее     проявление  их  свойств,  используемых в учебно-воспитательном процессе - их назначение, роль и место в учебном процессе. К дидактическим функциям телекоммуникаций автор относит:

- организацию  различного  рода   совместных  исследовательских  работ учащихся, учителей, студентов,    научных сотрудников;
- организацию оперативных консультаций;
- организацию  сети  дистанционого   обучения и повышения квалификации педагогических кадров;
- формирование  у  участников   коммуникативных  навыков  и  культуры общения;
- формирование умений добывать информацию из различных источников;
- создание подлинной языковой среды общения, дополнительной мотивации к изучению языков;
- способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся.

Вводя понятие "дидактические возможности компьютерных коммуникаций" мы
понимаем  под  этим  термином  возможные   формы  информационного   взаимодействия удаленных субъектов между собой (либо субъектов с удаленными ресурсами),  обеспечиваемые  той   или  иной  технологией компьютерной коммуникации  в процессе   научно-образовательной деятельности субъектов  при реализации той или иной педагогической задачи.

В  ряду понятий "дидактические свойства", "дидактические возможности", "дидактические  функции"  компьютерных   коммуникаций, при обозначенном выше  смысле   перечисленных  терминов,  "дидактические  возможности" занимают   среднее   (промежуточное)    положение,  отвечая  на  вопрос
"Посредством   какой    деятельности   субъекта ? "    Заметим,  что "дидактические функции", в приведенной выше интерпретации, отвечают на вопрос  "Во имя решения какой педагогической задачи?", а дидактические свойства - на вопрос "Путем каких элементарных действий?".

Проиллюстрируем это на примере следующего утверждения:

В  этом  утверждении  часть  фразы   " Формированию  у  педагогов коммуникативных    навыков  и  культуры  общения"   отвечает  на  вопрос "решению   какой  задачи  ?"  и  отражает   (по  Е.С.Полат)  -  одну  из дидактических   функций  компьютерных   коммуникаций - формирование коммуникативных навыков и культуры общенния.

Вторая  часть фразы "участие в тематической дискуссии распределенной в пространстве  группы" вполне адекватна постановке вопроса "посредством какой деятельности"   и    отражает   одну  из  дидактических возможностей  листсервера, как разновидности технологии компьютерной коммуникации  в асинхронном режиме 'off-line' (см. ниже) обеспечивать проведение дискуссии распределенных в пространстве и удаленных друг от друга субъектов.

Наконец,  третья   заключительная  часть  фразы  " посредством приема и отправки  текстовой   информации  каждым  из участников всем остальным" отвечает на вопрос "путем выполнения каких элементарных действий ? " и отражает  использование одного из дидактических свойств компьютерных коммуникаций, а именно  - свойство листсервера  размножать  и рассылать письмо по списку адресов.

#2 Оперативная электронная переписка удаленных субъектов, как  базовая дидактическая   возможность  компьютерной   коммуникации; транспортировка электронной почты

Оперативная  переписка   удаленных  субъектов  путем  приема и отправки электронных  писем  с  одного   на  другой  компьютер Глобальной сети - электронная  переписка  или  электронная   почта - исторически первая и базовая  (в   том  смысле,  что все остальные предполагают ее наличие) дидактическая возможность компьютерной коммуникации.

Электронная   переписка    подразумевает,   что    компьютеры  субъектов взаимодействия   обеспечены  теми или иными программами почтовой связи, имеют  подключение  к Глобальной сети (например - посредством модема и телефонной  линии),  что  компьютерам   присвоены электронные адреса в рамках единой всемирной доменной системы адресации и, наконец, что субъекты  взаимодействия  являются  абонентами электронной почты, т.е. имеют каждый свой персональный электронный адрес пользователя.

Электронный  адрес   пользователя  состоит из двух частей: 1) электронного имени пользователя (имени почтового ящика пользователя) и 2) электронного адреса  компьютера,   на котором установлен почтовый ящик пользователя. Две  вышеуказанные части адреса записываются (набираются с клавиатуры) слитно,   через значок "@", например, andrew@emissia.spb.su . Смысловое прочтение этого адреса состоит в следующем: пользователь "andrew" (или, что то же самое, почтовый ящик "andrew") на компьютере с адресом домена третьего уровня "emissia.spb.su". Значок "@" имеет смысл предлога "на" или "в". Сам по  себе этот значок является не чем иным как стилизованным написанием английского   предлога "at"  (на,  у, в,   внутри), на профессиональном жаргоне именуется словом "собака" и - чтобы закончить эту тему - набирается на клавиатуре ударом по клавише цифры "2" при нажатой клавише "shift" (поднятие "каретки" - верхний регистр). 

На одном компьютере с конкретным   адресом  в сети Internet может быть организовано несколько почтовых  ящиков  - для нескольких пользователей. Их адреса в Internet (e-mail  address)  будут  различаться  лишь   именами (т.е. той частью, которая   записывается  слева  от  значка   "@"  ).  Так, например, на центральном компьютере  Виртуального  Педвуза, помимо приведенного  выше почтового ящика   пользователя  "andrew",   имеются  почтовые ящики пользователей: "tatiana" : tatiana@emissia.spb.su , "edu" : edu@emissia.spb.su и несколько других.

Передача  информации посредством электронной почты возможна только при соблюдении   взаимодействующими    сторонами   определенного   комплекса соглашений  -  протокола связи [2]. Одним из таких протоколов является протокол   UUCP  (Unix to Unix Copy Protocol).  Впервые   (1979 г.) этот протокол   был   предложен   для    обеспечения  модемной  связи   между компьютерами двух американских университетов: Дьюкского и Университета штата   Северной  Каролины  [3]. 

Именно этот протокол послужил основой создания,  вначале   в   США,   а  затем - в Европе и России технологии связи,  известной  ныне  под  названием "электронная почта". Как будет показано   ниже,  сохранение  протокола  UUCP  до   сих пор имеет важное значение  для   осуществления  дистанционной работы в сфере образования в сельских регионах нашей страны.

При  передаче  электронной   почты  передающий и принимаюший компьютеры непосредственно  не взаимодействуют друг с другом. Письмо пересылается с  одного  сервера   (маршрутизатора)  на  другой,  пока   не  дойдет до адресата,  подобно  тому,   как  в обычной почте письма доставляются получателю  через  несколько   промежуточных пунктов. Электронная почта   обеспечивает  обмен  сообщениями  между   пользователями как в пределах какой-либо  одной  сети  или  региона,  так  и за его пределами. Путем имеющихся, так называемых,  шлюзовых   соединений  между сетями почта может доставляться практически  на  любой  адрес  в   любой  сети,  входящей  во всемирную Глобальную  сеть.  Получив  электроный адрес (e-mail address), абонент компьютерной сети может получать электронные письма от абонентов любой сети электронной почты  (GlasNet, RedLine, CompuServe, MCImail, SprintMail, Relcom и т.д.), а также - направлять письма адресатам этих сетей.

Все  электронные письма имеют технологические заголовки (шапки), содержащие информацию о  получателе   (To:),  отправителе (From:), а так же предмете послания (Subject:).   Кроме того, в процессе пересылки  письма  по сети каждый сервер  на пути следования  добавляет в "шапку" письма строчку, где записывается, с какого компьютера и когда поступило письмо. Так что по   "шапке"   письма  можно  проследить  весь   путь  его  передачи  от отправителя   до  получателя.

Обычно  время  доставки   письма не превышает нескольких часов - это время зависит  не  от  расстояния,  а   от сложности пути (сколько раз письму придется  переходить  из  одной  сети   в  другую).  Электронные письма доставляются "до востребования". Это означает, что поступающие в адрес получателя   письма  остаются  на  ближайшем к получателю круглосуточно работающем   компьютере-маршрутизаторе (компьютере  провайдера)  -   до тех пор, пока получатель  не  сочтет   нужным  дозвониться до провайдера и забрать  свою  почту.  Если же он не делает этого в течении некоторого срока   (обычно  -  четыре  дня),  то   отправитель письма автоматически получает уведомление о невозможности доставить письмо. Кроме того, отправитель   письма  может   указать  на  необходимость  автоматического возврата   "подтверждения"   о получении письма адресатом (своеобразного уведомления  о  вручении).  Эти  услуги   оказывает и обычная почта, но для электронной почты они имеют особенную ценность, учитывая оперативность переписки.

Работа электронной почты по протоколу UUCP поддерживается провайдерами практически  на  всей  территории   бывшего СССР.  Это  наиболее  дешевая  и, поэтому,  доступная  для  средних   учебных заведений технология связи.

Обычно сеансы связи для получения и отправки электронной почты длятся недолго  -   от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому особенно важное  значение эта технология связи имеет для тех сельских регионов, где телефоная  связь  с   провайдером сопряжена с оплатой по междугороднему тарифу.

Кроме  того,  протокол  UUCP остается едва ли не единственной реальной возможностью компьютерной коммуникации (и возможности иметь доступ хотя бы к  той  части   информационного сервиса, который доступен по технологии электронной  почты)  для учебных заведений (как в сельских регионах, так и   в    городах),   имеющих    компьютеры   устаревшей    конфигурации с операционной системой DOS, либо Windows 3.01, -3.11 [4].

Для  обеспечения  работы  в режиме электронной почты по протоколу UUCP разработаны  отечественные  программные   продукты, предназначенные для установки   на  компьютеры, работающие под управлением как операционной системы  DOS  (программa   UUPC  версии  5.6,  5.9, 6.14, 7.0, etc.), так и операционной  системы  Windows-95,  -98,  -2000   (программа Мини-Хост, версия  3.02  - разработка АОЗТ "Центр Суперфизика", СПб). Подчеркнем, что  наличие  DOS'овских  версий   программы  UUPC позволяет установить пункт электронной почты на любой IBM-совместимый компьютер, начиная с РС/AT-286. 

Именно  по протоколу UUCP с 1994 года и по настоящее время работает  минихост  " Виртуального  Педвуза",  выдающий  в   своем регионе локальным  компьютерам   отдельных  педагогов имена доменов четвертого уровня  в  рамках своего домена третьего уровня - в тех случаях, когда эти пользователи не находят иных возможностей подключения к Глобальной сети [5].

Следует отметить, что с прогрессом в области аппаратного обеспечения и по  мере   развития  программных продуктов, обеспечивающих компьютерную коммуникацию,    протокол  UUCP  как  протокол   электронной  почты  был существенно     потеснен    протоколом     POP/SMTP,   обеспечивающим прием/передачу  электронных  почтовых сообщений для тех пользователей, которые в состоянии установить на свои компьютеры операционную систему Windows-95  и  выше  и   для  которых  не  составляет проблемы получить  доступ  в  Internet   по протоколу TCP/IP (крупные и средние  города, районы расположения академгородков, etc).

Существует  достаточно большой выбор программ для работы с электронной почтой   в  средах Windows-95, -98, -NT, -2000. Наиболее популярными из них  являются  Outlook  Express,   Eudora  ,  Pegasus  Mail,  средства, интегрированные  в  пакетах  Netscape   Navigator и Microsoft Internet
Explorer.  Применение этих программ позволяет воспользоваться почтовыми услугами ряда  компаний,   которые  в последние годы стали создавать специальные почтовые службы на базе крупных провайдеров Internet. Как правило, эти службы   являются  владельцами  доменов второго уровня, так что электронные адреса  пользователей,  имеющих почтовые ящики непосредственно на cерверах этих служб, имеют  характерное,  сравнительно короткое написание. Например,  электронный адрес  пользователя   по имени "student", заказавшего себе почтовый  ящик у одной из таких почтовых служб,  будет выглядеть следующим образом:

student@mail.ru  (на сервере "Мейл-Ру")
student@yahoo.com  (на сервере   "Яхо")
student@peterlink.ru (на сервере "Петерлинк")
student@cityline.ru   (на сервере "Ситилайн")
student@aol.com  (сервере "Америка он Лайн")

На  любом  из  этих и ряде других почтовых серверов (служб)  любой пользователь может  завести  свой  электронный   почтовый  ящик.  Причем, вне всякой зависимости  от  того,  где  он   реально  проживает.  К настоящему времени в Глобальной  сети  появились   миллионы пользователей, имеющих почтовые  ящики  на такого рода крупных почтовых  службах.

Определенное  неудобство такого почтового ящика состоит в том, что для соединения с ним  пользователю требуется доступ в Internet через того или иного провайдера, причем  в общем случае - вовсе не того, который предоставил ему почтовый ящик.

Основное  удобство   такого  почтового ящика, состоит в том, что  его пользователь  не  "привязан"  к  одному   единственному компьютеру  (домашнему,   или установленному на работе). Он  может  просмотреть пришедшую ему почту с любого  компьютера,   подключенного в Internet, в любом городе страны и за границей,  что  имеет серьезное  значение  во  время,  к  примеру, командировок,  когда просмотр писем, приходящих на адрес домашнего  компьютера,  или  находящегося  по  месту работы - невозможен.

#3.  Понятие  о   коммуникации  в  режимах  'off-line'   (асинхронной) и 'on-line' (синхронной) связи

Как  уже  отмечалось  выше,   компьютерная  коммуникация,  т.е. прием и передача  информации  посредством   Глобальной компьютерной сети, может осуществляться  с  помощью различных протоколов связи (правил передачи сигнала:  UUCP,   POP3,  HTTP,  FTP,  и  др.) [2].

На основе различных протоколов   связи  строятся различные технологии телекоммуникационного взаимодействия  как   субъектов этого взаимодействия между собой, так и взаимодействия  субъектов с информационными ресурсами, распределенными в    Глобальной   сети.  

В   свою   очередь,  различные   технологии взаимодействия  (технологии   связи) позволяют организовавать различные формы  дистанционной  деятельности, ориентированной на образовательные цели. Иными словами, эти технологии обладают различными дидактическими
возможностями
  по  организации   дистанционой  образовательной  (или научно-образовательной) деятельности.

Эту   цепь   рассуждений    (протокол   связи   -    технология  связи  - дидактические   возможности ),  несколько   упрощающую реалии,  но  справедливую   в  первом  приближении,  следует   дополнить уточнением,  не  носящим   принципиального  характера  с   позиций педагогической науки, но снимающим некоторую некорректность рассуждений при их   прочтении  с  технико-технологических   позиций,  а  именно: в ряде случаев    одни   и  те  же   дидактические  возможности   взаимодействия (базирующиеся   на   одних   и    тех-же   технологиях  связи)   могут реализовываться  с  помощью различных протоколов связи.

Так, например, оперативная     переписка  (как    дидактическая   возможность)    может осуществляться  посредством электронной почты (как технологии связи) с применением  UUCP  или  POP3,   etc. (различных  протоколов связи).

С другой  стороны,  один  и тот-же протокол связи может обеспечить целый спектр    дидактических  возможностей   взаимодействия.  Так,  например, тот-же   UUCP  (как  протокол) электронной почты (как технологии связи) обеспечивает оперативную переписку, у частие в работе телеконференции, обращение  к базам  данных,  etc. (т.е.  целый  спектр дидактических возможностей).

Технологии  компьютерной связи  можно классифицировать (с технико-технологических  позиций)  по различным конкретным основаниям. Однако,  при  анализе  педагогической   целесообразности (и отдачи) от применения этих технологий, важнее классифицировать их (технологии) по интегральному  (и,  в  этой  связи, не столь однозначно определяемому) основанию,  а   именно  -  по совокупному уровню требований ( к сложности компьютерной техники, качеству линий связи и длительности сеансов связи) выполнение которых необходимо  для   дистанционного  взаимодействия . По этому основанию технологии  компьютерной  связи можно поделить на две группы, отнеся к первой из них (характеризующейся сравнительно менее высоким совокупным уровнем требований) - технологии асинхронного режима связи (или режима 'off-line'),  а    ко-второй  -   технологии  синхронного  режима связи (режима 'on-line').

При   осуществлении   связи   в  асинхронном  режиме  процесс   работы с информацией   и процесс приема/передачи информации разнесены во времени. Во   время    работы  с  информацией  (чтения   пришедшей  информации, подготовки новой информации) компьютер не занимает телефонной линии. И напротив,  во время сеанса приема/передачи информации, когда компьютер занимает  телефонную  линию,   работа  с  передаваемой  или принимаемой информацией,  как правило, не проводится. Это означает, в частности, что  в  рамках одного сеанса связи практически невозможно рассчитывать на получение ответа на вопрос, заданный в ходе этого-же сеанса. Именно поэтому  иногда,  для   обозначения  работы  по этой технологии связи, используют  термин  "работа  в   режиме  "off-line" (выключенная линия -англ.).

Альтернативный этому режиму режим работы "on-line" - означает работу с информацией   (просмотр,  чтение,  а  при   необходимости - и подготовку нового материала) во время сеанса связи. Это обстоятельство определяет различие  в  длительности,  как  правило, короткого 'off-line' и, как
правило,  более  длительного  'on-line' соединения. Этим объясняется и существенное   различие  в стоимости предоставления услуг: сравнительно дешевое   'off-line'    соединение  и  сравнительно   дорогое  'on-line' подключение, предполагающее длительную работу в сети Internet.

#4.  Дидактические   возможности  компьютерной   коммуникации  в  режиме 'off-line'

Обеспечение   оперативной  электронной  переписки, обсуждавшейся выше,  можно    рассматривать  в  качестве  первой   дидактической  возможности компьютерной коммуникации, реализуемой в режиме 'off-line'.

Участие  в  работе   всемирных  тематических телеконференций (новостных групп  -  newsgroups)  USENET - получение материалов телеконференций и отправка  в   них  своих реплик представляет собой вторую дидактическую возможность   компьютерной   коммуникации,    реализуемой   в   режиме 'off-line'.   Под  термином  USENET  понимается совокупность правил, по которым  ведутся  и   распространяются эти телеконференции. В настоящее время  (2000г.) число телеконференций USENET приближается к 20 тысячам [6].

Телеконференции  USENET   имеют  иерархическую структурную организацию. Названия  этих телеконференций состоят из нескольких имен, разделенных точками   и  поставленных  по уменьшению иерархии слева направо. Первое слово  в   иерархии  обычно связано с названием  сети,  являющейся "прародителем" (организатором) данной телеконференции:

alt - Alternative Subnetwork,
bit - сеть BitNet,
biz - AmeriCast announcements,
clari - сеть ClariNet,
comp - сеть CompuServ,
eunet - eвропейская сеть European Network,
k12 -  образовательная сеть для американской средней школы,
sci - американская научная сеть,
relcom  -  сеть гражданского назначения "Relcom" на территории бывшего Советсткого Союза , и так далее.

Второе  по   иерархии  слово  отражает   тематику конференции: например, новостная   группа  (телеконференция), созданная в американской научной сети  и посвященная общим вопросам образования имеет название sci.edu, а  аналогичная по тематике русскоязычная телеконференция, созданная в сети  Relcom,   носит  название  relcom.education.   Продолжая  примеры, приведем  название   еще  одной русскоязычной телеконференции, важной с точки  зрения  образовательной   тематики  - relcom.kids - дискуссии по проблемам воспитания детей.

Существует  определенный   диапазон  оптимального  числа подписчиков, в рамках которого телеконференция может устойчиво существовать, выполняя свои информационные функции. Если число подписчиков не "дотягивает" до этого  диапазона,  телеконференция   "умирает"  ,  поскольку   возникает положительная  обратная   связь,  приводящая  к  дальнейшему сокращению числа подписчиков: чем меньше число подписчиков, тем меньше стремление писать  в   конференцию  (мало  кто  прочитает),   чем меньше информации проходит  по   конференции,  тем меньше оснований ее выписывать и т.д.

Противоположная тенденция - сверхмерный рост числа подписчиков - также приводит   к ликвидации конференции, поскольку этот рост сопровождается чрезмерным    увеличением   объема  информации,   получаемой  каждым  из подписчиков  и   возрастанием  временных затрат на отбор полезных для пользователя сведений. В этом случае происходит деление конференции на две   или  большее  число конференций с более узкой проблематикой. Так, американская   конференция, посвященная техническим вопросам инженерии sci.engr  уже   к  1994 году была вынуждена разделиться на девять более узких   тематических    конференций   sci.engr.biomed,    sci.engr.chem, sci.engr.control, sci.engr.civil, sci.engr.lighting и т.д. [7].

Заметим,  что  вне   зависимости  от  того,  какая  из   сетей  является организатором   конференции,  пользоваться  ею  - т.е. получать новости этой  телеконференции  и   отправлять  свои сообщения в нее - формально (да,  в  принципе,  и   технически) могут все пользователи глобального сообщества   сетей   Internet.    Эта  услуга  получила  очень   широкое распространение.  Во всех странах ее используют самые разные категории пользователей. Получение и отсылку материалов телеконференций в режиме off-line  осуществляет   сервер  новостей,  имеющийся  на большинстве узлов,   выполняющих провайдерские  функции  -  т.е.   обеспечивающих пользователей   подключением к Internet. Для того, чтобы подписаться на телеконференцию достаточно послать по электронной почте на адрес сервера    новостей   своего  провайдера   сообщение-команду  вида  subscribe название.конференции   (если вы хотите получать для начала только заголовки    новых   статей   по  данной   телеконференции),  либо feed.название.конференции (если  вы  хотите  получать   cразу полные тексты сообщений).

Распространение     информации   через    телеконференции   проводится в соответствии  с  правилами  работы   (уставом конференции) - соблюдением тематики    и  размера  статей,  уважительным отношением  к  остальным участникам,    и   т.д.   Наблюдение   за    соблюдением  правил  работы осуществляет модератор конференции.    

Различают   конференции с предмодерацией  (рассылка поступающих реплик и статей проводится после просмотра   их   модератором   и    на   основании   его   заключения) и постмодерацией (рассылка  проводится  в  автоматическом   режиме,  модератор постфактум   осуществляет  оргвыводы в  отношении   нарушителей  устава).     Режим     предмодерации  препятствует     прохождению "некачественных"    материалов,   однако   может   серьезно  затормозить оперативность работы конференции. В качестве положительного опыта предмодерации   можно  привести  американскую академическую телеконференцию для    физиков   sci.physic.research,  имеющую   очень  высокий  уровень "чистоты" публикуемых материалов (при объеме - около 10 статей в день) в   сопоставлении   с    "соседними"   физическими   постмодерируемыми конференциями,   по    которым   проходит  200-500   сообщений  в  день. Российским   примером  введения предмодерации может служить вынужденная  мера, предпринятая   А.Каленниковым и Р.Сузи в 1998 году в отношении   основной русскоязычной    образовательной  телеконференции  relcom.education в целях ее защиты от нарастающего потока рекламных объявлений.

Ввиду   огромного    потока  информации  новостных   групп  USENET,  эта информация,  как   правило,  не подлежит длительному хранению. Срок ее хранения   на    сервере  новостей  обычно   ограничивается одной-двумя неделями.   Здесь  же  отметим,  что "маломощные" провайдеры обычно не   выписывают на  свои  узлы  все   телеконференции, имеющиеся в мировом сообществе,   ограничиваясь   соображениями   разумной   достаточности, определяемой   потенциальными  интересами своих клиентов. Так например, пользователи-педагоги,   имеющие  адреса образовательной модемной сети Emissia  -  для  которых  провайдером   является  лабораторный минихост Виртуального  Педвуза,  созданный  в   рамках  настоящего исследования, имеют   неограниченный доступ лишь к нескольким телеконференциям USENET образовательной направленности.

Организация      постоянно    действующей     электронной    конференции (телеконференции)    для     распределенной    группы     участников (распределенной рабочей группы)  представляет  собой  третью дидактическую  возможность,   реализуемую  в  рамках  "off-line" режима связи.  Средством   организации    такой  телеконференции  является технология   листсервера (программа   listserv  -  средство  работы  со списками  рассылки  по электронной почте). Список рассылки в известной мере  может   рассматриваться  как  аналог телеконференции USENET с той разницей,  что  в   данном  случае  листсервер, осуществляющий рассылку поступающих на него сообщений по определенному адресному листу (списку адресов   -   mailing  list),   устанавливается  на  одном   определенном телекоммуникационном  узле. Для подписки на телеконференцию (т.е. для включения  себя  в  список  рассылки)   пользователю следует обращаться исключительно по адресу этого  листсервера, не пытаясь подписаться на нее у своего провайдера.

Листсервер  организуется,   как правило, для целей взаимодействия   ограниченной распределенной группы    участников    (от   нескольких    единиц пользователей  -  участников,   к примеру, научной группы - до нескольких сотен адресов субъектов, образующих  ту  или   иную  информационно-педагогическую     среду)    и    действует    в   течение определенного периода времени - от нескольких дней до нескольких лет - в   зависимости  от  педагогической цели организаторов телеконференции.  Также,  как   и  в  случае  телеконференций  USENET,   листсервер может работать  в  режиме   предмодерации и постмодерации. А при обслуживании листсервером  небольшого   распределенного  научного  коллектива, члены которого   обладают   достаточно   высоким  уровнем  культуры  общения, потребность в какой-либо модерации может вообще отсутствовать.

В качестве примеров листсерверов, имеющих различные цели и различный масштаб аудитории  можно привести:

edu@emissia.spb.su    - листсервер научно-педагогического канала "Письма в  Emissia Offline", организован  в рамках настоящего исследования в 1995 году [8-11].  Предмодерация с редактированием.  Выдача полнотекстовых   материалов  -  по запросу, после рассылки очередного   списка   заголовков    новых   статей (по аналогии с режимом subscribe   в телеконференциях USENET).   Число   интерактивных подписчиков  в  период 1994 - 2001 гг. колеблется в пределах 150-300 в 50 городах   бывш. СССР [12].

pedsovet@ripn.net    -  листсервер  еженедельной   рассылки "Педсовет по средам",   работает  с  1997  года.  Материалы   рассылки  формируются и редактируется   Е.Н.Ястребцевой с сотрудниками, Москва, Институт Общего Среднего  Образования  РАО.   Предмодерация с редактированием. Прямая рассылка полнотекстовых материалов. Около 700   подписчиков по состоянию на середину 2000 г. Подробнее - см. [13]. 

nts-1@bspu.secna.ru       -     листсервер      Алтайской    региональной образовательной  сети,  работает   как  общефедеральный  с  1996   года. Материалы    рассылки     формируются  С.Д.Каракозовым с сотр.,    Барнаульский государственный    педагогический   университет.  Предмодерация. Прямая рассылка полнотекстовых материалов. Число подписчиков нам неизвестно.

iatp-edu@projectharmony.ru    -  московский листсервер   региональных  координаторов Программы   "Обучение  и  доступ  в   Internet", проводимой в России под   эгидой  Отдела  образовательных программ Гос. Департамента США в целях повышения телекоммуникационной культуры общения    учителей и преподавателей  ВУЗов.   Работает  с  1999  года.   Постмодерация. Рассылка полнотекстовых материалов.Число подписчиков - около 100.

iatp@emissia.spb.su   - петербургский листсервер региональных координаторов Программы  "Обучение   и  доступ  в  Internet". Работает с 1999 года. Постмодерация. Рассылка полнотекстовых материалов. Число подписчиков - 32.

summer99@emissia.spb.su    -  листcервер  распределенной группы педагогов из шести  петербургских   и  шести  американских  (штат   Джорджия)  школ - участников   совместного  российско-американского телекоммуникационного образовательного     проекта    "Экологические  связи"   (создание и тестирование   модульного    учебного   курса   по   предметной  области "Экология"  для   средней  школы). В рамках проекта выполняет  организационно- информативную функцию [14,15].  Разрешены сообщения   только на английском языке. Модерация   отсутствует. Лист рассылки содержит  34 адреса.

Работа с  электронными банками  информации, установленными на так называемых   файловых  серверах   - четвертая в нашем перечислении дидактическая    возможность,   достижимая    в   режиме "off-line".  Значительное   число  файловых  серверов   сети  Internet с банками  учебной,   научной  либо какой-либо иной информации позволяют обращаться к себе с запросами, отправленными по электронной почте.

Файловые   серверы   представляют  собой  хранилище   файлов  (программ, программных    комплексов,  технических  описаний,   библиотек,  текстов нормативных актов и т.п.). Пользуясь передачей на такой сервер команд, записанных  в "теле" электронного письма, пользователь может заказать себе  тот  или   иной  материал, имеющийся на сервере. Обычно общение с таким  сервером начинается с отсылки на него команды HELP. Практически любой   сервер  по  этой команде высылает по обратному адресу письмо, в котором  содержится   инструкция  по  дальнейшей работе с ним. Поэтому, даже если Вы совершенно не знакомы с правилами работы данного сервера, Вы можете смело посылать в его адрес команду HELP, записанную в "теле" письма.  Добавим,  что   практически  все серверы этого типа однозначно понимают  и  команду  LIST  -   как просьбу выслать обобщенный перечень материалов,  имеющихся  на  сервере.   Некоторые серверы объединяют эти команды   и Вы можете получить перечень имеющихся на сервере материалов уже по первой команде HELP.

В  качестве примеров файловых серверов с банком информации, отвечающих на  запросы,  поступающие по электронной почте, можно привести серверы: INFOMAG,      ARIADNA,     ATLANT.      Таким    сервером     с    банком научно-педагогической  информации   является и сервер EMISSIA по адресу edu@emissia.spb.su  ,  появление    и   развитие   которого   напрямую обусловлено проведением настоящего исследования. Правила работы вместе с перечнем разделов банка этого сервера можно получить по команде HELP [16].

Как отмечается многими исследователями, режим 'off-line' играет весьма важную  роль  в   становлении дистанционных форм научно-образовательной деятельности  по двум причинам. Во-первых - он доступен пользователям, по-существу,  вне  зависимости  от   степени совершенства используемой аппаратной  базы  -  тем  самым  он   выступает  в  качестве  фактора, демократизирующего   дистанционную    образовательную деятельность,  и  во-вторых  (и   об  этом  будет  особо  сказано ниже) применение  off-line технологий   связи  для решения  педагогических задач сегодня оказываются в ряде случаев эффективнее применения on-line технологий,   использование  которых предъявляет и к аппаратной базе и инфраструктуре связи более высокие требования.

#5 Дидактические возможности компьютерной   коммуникации  в  режиме  "on-line"

Отдавая   должное      'off-line'-технологиям  связи,   нельзя игнорировать   того    очевидного  факта,   что   'on-line'-технологии, предполагающие   IP-подключение  пользователя к Internet, предоставляют   целый  ряд  новых   дидактических возможностей, чрезвычайно важных   с точки   зрения    продуктивной  организации   дистанционной образовательной деятельности. В данном обзоре мы остановимся только на некоторых   из   них,    представляющих,   на  наш   взгляд,  наибольший практический   интерес.  Речь  идет  о возможностях, реализуемых путем приема/передачи   информации, созданной в гипертекстовом формате HTML и установленной  (или   предназначенной  для  установки)  на WWW-серверах Глобальной сети.

Первая  из   перечня  этих  возможностей  может   быть  обозначена,  как  навигация   по  гипертекстовым  ресурсам сети Internet. Эта возможность является     едва     ли    не    главным     достижением  современных Internet-технологий. 

Результат  навигации по ресурсам Глобальной сети визуализируется   на  экране  монитора пользователя программой-клиентом (браузером)   Microsoft  Explorer,  либо  Netscape Navigator входящим в более-менее  стандартный  (на момент написания настоящего обзора, 2000 г.)  пакет программного обеспечения персонального компьютера. Создание браузеров  и  их использование явилось одним из факторов, обусловивших стремительную  информатизацию   всех  сфер  общественной жизни развитых стран. Возможность навигации по многочисленным гипертекстовым ресурсам Глобальной  сети  и визуализации их на экране монитора пользователя в режиме   реального времени стимулировала стремительный рост числа вновь создаваемых   ресурсов,  их  содержательное   разнообразие,  поддержку и регулярное   обновление. Но это оказалось реальным благодаря решению не только   "прямой",  но и "обратной задачи - предоставления пользователю наряду    с  возможностью  нахождения   нужной  информации  в  Internet, возможности   представить  в  Глобальной  сети самого себя, свои мысли, информацию, результаты работы.

Создание  и  установка   в  Глобальной  сети собственных гипертекстовых ресурсов,   отражающих   результат   той   или   иной    педагогической деятельности  -  в   этом состоит суть второй дидактической возможности компьютерных   коммуникаций,  реализуемой  при наличии режима 'on-line' (IP-подключения).      Реализуется    эта     возможность    посредством FTP-протокола  передачи данных. Соответствующая FTP-программа переноса файлов,    имеющаяся   в   составе    програмного   пакета   современного персонального  компьютера,   позволяет  автору-пользователю оперативно переносить  гипертекстовые   файлы  (предварительно подготовленные им в том  или ином редакторе, например - во FrontPage) со своего компьютера на    выделенные   для   него    страницы  на  каком-либо  из   удаленных WWW-серверов,  или  -  на    дистанционно  управляемый    виртуальный  WWW-сервер, который,   имея  принадлежащее пользователю   доменное  имя, физически установлен на компьютерном узле провайдера или ином узле сети Internet [17].

Проведение   телеконференции  (обмена мнениями) в форме отправки реплик на  "доску  объявлений"   -  WWW-страницу, имеющую   определенный адрес (URL),  доступную   для последующего просмотра всеми участниками данной телеконференции  в   удобное  для  каждого  из  них   время - третья дидактическая    возможность режима работы on-line,   обычно  именуемая  форумом  (Forum). Форум    не требует   согласования   между   участниками  точного   времени своего проведения  (так же, как и телеконференция,  осуществляемая посредством листсервера  в  режиме   'off-line').  В ходе проведения форума реплики накапливаются  на  WWW-странице  форума, так что участники, опоздавшие даже  на несколько дней к началу "разговора", могут ознакомиться с его полной предисторией.

Основными  отличиями   конференции,  проводимой по технологии форума от конференции,    осуществляемой   посредством   листсервера,   является, во-первых  -   то  очевидное обстоятельство, что в форуме могут принять участие только те субъекты, которые располагают IP-подключением (а не только "электронной почтой") и, во-вторых - то, что вновь появляющаяся реплика того или иного участника форума реально "доходит" до остальных участников только  тогда,   когда  они  не  только включат свои компьютеры с целью "погулять"   по  Internet, но и зайдут по своей инициативе на страницу форума,  в   котором  принимают  участие.   Листсервер же в обязательном порядке    размножает   каждую   вновь    появляющуюся   на   его  входе статью-реплику  и  направляет  ее   электронной почтой по персональному адресу   каждого  участника.  Этим в известной степени объясняется тот, удивительный  на   первый  взгляд факт, что наиболее важную информацию, нуждающаяся  в  оперативной  доставке,   обычно предпочитают доставлять посредством  листсервера (т.е  в   режиме off-line), а не посредством  on-line'ового форума.

Проведение   телеконференции  (обмена  мнениями)  в   форме  переписки в реальном   масштабе  времени  (Internet  Relay Chat) , часто сокращенно называемой   "чатом"    представляет   собой  четвертую   дидактическую возможность, реализуемую в режиме on-line.

"Чат" в дословном переводе с  английского  означает   "болтовня"  и  позволяет  группе   субъектов "встретиться"  в   предварительно согласованное время и в согласованном месте  - "виртуальной комнате"  (Chat-room), т. е. на WWW-странице с определенным  адресом (URL),   специально  выделенной  тем  или иным сервером  для проведения чатов. Договориться о времени и месте встречи необходимо    заранее   по  электронной   почте,  или  через  листсервер дискуссионной  группы.

Подготовка  к проведению чата как нельзя лучше характеризуется  фразой  "Место   встречи изменить нельзя." Правда, к этому  следует  добавить: и  время - тоже. В назначенное время каждый участник   встречи,  независимо друг от друга "заходит" со своей машины на  URL   "виртуальной  комнаты".  Интерфейс   chat-room  устроен  таким образом,  что   все,  что  Вы  набираете на клавиатуре своей машины и отправляете  на  адрес   "виртуальной  комнаты",  тут  же появляется на экранах  мониторов  всех собеседников. (Заметим, что в последнее время чат  с  телезрителями  стал  часто   использоваться  на телевидении в качестве   "оживителя  фона"  при   проведении бесед в студии - программы Диброва,  Лушникова, Драки, Максимова, Новожженова, Птушинской, etc.).

Как  правило, для участия в чате пользователю достаточно аппаратного и программного  обеспечения,  применяемого   для  обычной  навигации по Internet,    никакого   дополнительного    оборудования  и  программ  не требуется.  Исключительно важное значение в успехе чата имеет качество и    скорость   соединения.  

Дидактический   ресурс  чата,  как  любого мероприятия,  проводимого  "в  прямом   эфире"  в большей мере, чем при других   технологиях  информационного взаимодействия зависит (не считая качества  и   скорости  связи) от уровня предварительной проработки его тематики,    уровня   подготовки  ведущего,   умений  участников  быстро мыслить,   быстро  и  лаконично  излагать   мысли,  быстро  работать с клавиатурой.

Поиск  материалов  в   сети  Internet  -  пятая в   нашем  перечислении дидактическая   возможность, предоставляемая  в   режиме  on-line.  Эта возможность   обеспечивается  достаточно  развитым   на сегодняшний день сервисом  Глобальной   сети,  облегчающим  пользователю   поиск  нужной информации.   Объем    информации,  доступной  в   Интернет,  уже  давно исчисляется   десятками  миллионов  страниц,  в   связи  с  чем  быстрое отыскание    нужной   информации   зачастую   превращается  в  серьезную проблему. В настоящее время существует две разновидности ресурсов для поиска.   Это  сетевые каталоги (directories). и поисковые системы (или "поисковые машины" - от английского search engines).

Сетевые каталоги организованы по тому же принципу, что и библиотечные.Они  содержат   различные   разделы,  подразделы  и   т.д., то есть имеют иерархическую    структуру.   Каталоги   создаются   вручную.  Благодаря "человеческому"   фактору,    информация   в  каталогах   организована  достаточно   четко, что   позволяет  в  определенных  случаях   достичь требуемого  результата   быстрее,  чем  при  помощи   поисковых машин. С другой  стороны,  в   каталоги  попадают  далеко  не  все   существующие страницы,  а  лишь   лучшие  с  точки  зрения   составителей. 

Наиболее известные   из  сетевых каталогов и их адреса в сети Internet сведены в таблицу:

Название сетевого каталога

Адрес каталога в сети Internet (URL)

Yahoo http://www.yahoo.com
Internet Services List http://www.spectracom.com
Excite http://www.excite.com
Magellan http://www.mckinley.com
Lycos http://www.lycos.com
Cозвездие Интернет (Stars) http://www.stars.ru
Russia on Net http://www.ru

Принцип  работы   поисковых систем основан на автоматической индексации доступных  в  cети   Internet страниц и создании специальных баз данных (индексов),  содержащих  ключевые   слова  и  связанные  с  ними адреса страниц. В этих индексах и проводится поиск. Таким образом, поисковые системы  состоят   из  программ, собирающих информацию для базы данных, собственно  базы, и программ для поиска в этой базе данных. В качестве программ,   собирающих  информацию  выступают   так  называемые  роботы, которые "ползают" по сети, просматривают файлы и создают индексы.

Сегодня  в  Internet  работает большое число поисковых систем. Каждая из них имеет и свои особенности (размер  базы   данных, частоту обновления базы и т.д.), поэтому одно и тоже задание по поиску, проведенное в разных системах может привести к разным результатам.

Наиболее известные поисковые системы и их адреса в сети Internet сведены в таблицу:

Название поисковой системы Адрес поисковой системы в сети Internet (URL)
AltaVista http://www.altavista.com
Excite http://www.excite.com
Lycos http://www.lucos.com
WebCrawler http://www.webcrawler.com
Rambler http://rambler.ru
Яndex http://yandex.ru
SpyLog http://spylog.com

Отдельного  упоминания   заслуживают  и  так  называемые   мета-системы, представляющие  собой   интерфейсы  для одновременного поиска с помощью нескольких   поисковых   машин.   В  качестве  примера  можно   привести метасистемы   Metacrawler    http://www.metacrawler.com ,    Meta  search
http://metasearch.com  .

Заключение

Резюмируя  анализ дидактических возможностей компьютерной коммуникации на   основе Internet-технологий  (оперативная   электронная  переписка, организация дискуссионных групп по трем различным технологиям связи, в зависимости от степени технической оснащенност и участников, навигация по  гипертекствовым  ресурсам   глобальной  сети,  создание собственных гипертекстовых   ресурсов,   осуществление  поиска  и   систематизации информации)  можно   сделать  вывод  о целесообразности и необходимости интегрального  использования   Internet  -технологий  связи  в качестве инструмента,  обеспечивающего  выполнение Педагогическим университетом задачи  по становлению  дистанционной   научно-образовательной деятельности.

Литература

[1]  Новые  педагогические  и   информационные  технологии  в   системе образования (под ред. Е.С.Полат) - М., "Академия", 1999, 224с.

[2] Эд Крол. Все об Интернет (русский вар.: "Internet - среда обитания информационного общества.     Е.Березиков,  1998)  //   http://www.mark-itt.ru/Collection/Internet/INTERNET/internet.html

[3]  С.Д.Каракозов.  Введение  в   компьютерные  сети.  Педагогические ресурсы компьютерных сетей - Барнаул, БГПУ, 1996.

[4]  А.А.Ахаян,  Т.Р.Берлина.   Текущий  анализ  применимости различных коммуникационных   технологий  в   рамках  информационно-педагогической среды  Виртуального  Педвуза // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, (в работе)

[5]  Адреса  электронной почты и серверов сети Emissia Net // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1998, ART 574. Гос. рег. # 0320100088.

[6]  Перечень news-groups USENET  // CПб, Компания RCOM, 2000.

[7]  Перечень news-groups USENET  // CПб, Kaija-Soft,  1994.

[8] А.А.Ахаян. Дистанционная образовательная поддержка учителя с использованием общенационального образовательного канала. // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1995, ART_000 Гос. рег. # 0320100088.

[9] А.А.Ахаян Восьмое июля - третья годовщина образования "Эмиссия Инфраред Системс"  // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1996, ART 238 . Гос. рег. # 0320100088.

[10]  А.А.Ахаян, Т.Р.Берлина. Задачи научно-образовательного сервера edu@emissia   Герценовского педагогического университета // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", СПб.: СПбАИО, 1996, ART_268. Гос. рег. # 0320100088.

[11] А.А.Ахаян, Т.Р.Берлина. Отчет по гранту ИОО #OVB803 (1998 г.) Петербургский телекоммуникационный сервер дистанционной поддержки учителя //  Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", CПб.: СПбАИО, 2000, ART 732. Гос. рег. # 0320100088.

[12]  Адресный  список подписчиков канала 'emissia.offline' // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", CПб.: СПбАИО, 1998, ART 602. Гос. рег. # 0320100088.

[13] Е.Н.Ястребцева, Я.С.Быховский. Моя провинция - центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. - М., ЮНПРЕСС,1999, 224с..

[14]  А.А.Ахаян. Функции телекоммуникационных технологий в проведении телекоммуникационных образовательных проектов // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", CПб.: СПбАИО, 2000, ART 797. Гос. рег. # 0320100088.

[15] А.Ахаян, В.Робинсон. Российско-Американский телекомууникационный образовательный проект "Уолкер Конти", как пример дистанционной образовательной деятельности Виртуального Педвуза // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", CПб, СПбАИО, 2000, ART 799 . Гос. рег. # 0320100088.

[16] Образовательный   сервер    EDU@EMISSIA   c   электронным   банком научно-педагогической,     методической   и  нормативной   информации.  // http://www.emissia.spb.su/help.htm

[17] А.А.Ахаян.  Терминология   дистанционной  научно-образовательной деятельности  с  применением  Internet-технологий  // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", CПб.: СПбАИО, 2000, ART 769. Гос. рег. # 0320100088.


Copyright (c) 2000 А.А.Ахаян
Copyright (c) 2000 Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал. Гос.рег.# 0320100088
TopList