Электронный научно-педагогический журнал
Письма в Emissia.Offline   ART 769


Июнь 2000
А.А.Ахаян andrew@emissia.spb.su 
Российский гос. педагогический университет им. А.И.Герцена

Терминология дистанционной научно-образовательной деятельности c применением Internet-технологий

#1. Терминология, как методологическая основа педагогической теории

Научная деятельность неразрывно связана с созданием терминологического аппарата, выполняющего методологическую функцию. Любое исследование начинается с формирования и отбора понятий. "Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними" [1]. В каждой области научного знания понятия существуют в совокупности и связаны между собой по семантическому (смысловому) признаку - пишет А.П.Беляева [2]. Отбор и логическое построение понятий с выявлением взаимосвязей и установлением иерархической структуры позволяет создать систему понятий - терминологию. Основная же методологическая функция терминологии, в свою очередь, состоит в осуществлении связи между научной концепцией и лексической формой ее выражения.

Понятие, как результат научной мысли, выражается словами. Существует два способа обозначения понятия словом: с помощью термина и с помощью дефиниций. Термин определяется в литературе [3] как словесное обозначение понятия, входящего в систему понятий определенной области профессиональных знаний и как специальное слово (словосочетание), принятое в профессиональной деятельности. Дефиниция определяется [4], как словесное выражение понятия, но в более развернутой (нежели термин) фразеологической форме, где перечислены существующие признаки и специфические особенности предметов или явлений, которые репрезентируют понятие. Совокупность терминов и дефиниций в структурной организации определенной отрасти знания и составляет ее терминологию.

Развитие образования сопровождается появлением в педагогической науке новых понятий, пополнением содержания существующих понятий, устареванием невостребованных. Этот процесс усиливается с появлением новых образовательных форм и педагогических технологий, обусловленных проникновением в сферу образования информационных и, в частности, Internet-технологий, являющихся технической основой дистанционной научно-образовательной деятельности. Эта деятельность осуществляется в новых условиях специфической, пространственно-распределенной образовательной среды, посредством новых инструментов общения субъектов образовательной деятельности, новых дидактических возможностей этих инструментов, методов и форм обучающего взаимодействия, основанного на применении этих инструментов.

Анализ дистанционных форм научно-образовательной деятельности на основе Internet-технологий требует рассмотрения дидактических возможностей этого технологического инструментария, а это в свою очередь, требует рассмотрения и интеграции в понятийный аппарат педагогики терминов и дефиниций, используемых в области Internet-технологий - молодой и крайне динамично развивающейся области знаний.

#2. Понятие дистанционной образовательной деятельности

Обращаясь к теме дистанционных форм образовательной деятельности, необходимо, прежде всего, определиться с понятиями "дистанционное образование" и "дистанционное обучение".

По устоявшимся представлениям, под обучением понимается "целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками" [5], "целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития, и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися" - [6, с.7].

Образование же трактуется и как процесс, и как система, и как результат процесса обучения, воспитания, развития человека. Так, Н.В.Бордовская и А.А.Реан трактуют образование, с одной стороны - как "процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей" [7, с.63], а с другой - как систему, включающую в себя в качестве системообразующих компонентов: цели, содержание, формы организации образовательного процесса, реальный образовательный процесс (как единство обучения, воспитания и развития человека), субъекты и объекты этого процесса, образовательную среду и результат образования [7, c.71]. По С.А.Смирнову - образование понимается, как "процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития" [6, c.9]. В Российском законе "Об образовании" образование определяется как "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимся определенных государственных образовательных уровней - цензов" [8].

Что касается дефиниций "дистанционное обучение" и "дистанционное образование", то для "дистанционого обучения" в литературе предлагаются несколько взаимодополняющих друг друга толкований [9]:
- "новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента", характеризующаяся тем, что "учащиеся, в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент времени поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации";
- "совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения";
- "новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники".

Критикуя перечисленные толкования понятия "дистанционное обучение" за недостаточно полное отражение граней учебного процесса, А.А.Андреев [10] предлагает определить дистанционное обучение, как "...синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению".

Определение понятия "дистанционное обучение", близкое по смыслу к приведенному в [10], дается и в тексте "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в РФ", разработанной в Институте Дистанционного Образования МЭСИ [11].

Дефиниция "дистанционное образование", приводимая в том же документе [11], трактует дистанционное образование, как "систему, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности".

В этой связи заметим, что, по общепринятым представлениям, включая цитированные выше, образование не сводится к обучению, а предполагает и воспитание, и развитие человека. Поэтому употребление термина "дистанционное образование", по-видимому, возможно лишь в предположении, что все перечисленные цели образовательного процесса (во всяком случае гипотетически) в той или иной мере могут реализовываться дистанционным путем. Во всяком случае, приведенное выше определение понятия "дистанционное образование", на наш взгляд, не исчерпывает целей  образовательной деятельности, которая может и должна реализовываться в дистанционной форме с применением Internet-технологий.

Вместе с тем, очевидно, что сегодня рано говорить о реализации дистанционного образования, как полномасштабного процесса, включаеющего обучение, воспитание и развитие человека, или как о результате обучения, воспитания и развития, полученном полностью или в основном посредством Internet-технологий. По этой причине мы предпочитаем пользоваться термином "дистанционная образовательная деятельность", понимая под этим ту или иную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие, (а не только и не обязательно в "чистом" виде учебную) и осуществляемую посредством применения Internet-технологий, а также термином "дистанционная научно-образовательная деятельность", если в этой деятельности предполагается присутствие (наряду с перечисленными выше) и исследовательского компонента.

#3. Понятие информационно-педагогической среды дистанционной научно-образовательной деятельности

В ряду дефиниций, упоминаемых в "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в РФ" [11], важное место занимает понятие "информационно-образовательная среда дистанционного образования (ДО)". Эта дефиниция трактуется в [11], как "системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения",.. "ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей".

Такая трактовка понятия "среды", когда речь заходит об образовании, вообще говоря, входит в противоречие с представлениями (В.А.Козырев [12, с.58]), согласно которым смысл понятий "образовательное пространство" и "образовательная среда" близок, но не идентичен. Предложенная в [11] трактовка понятия "информационно-образовательная среда ДО" в большей степени подходит под определение понятия "информационно-образовательное пространство ДО". Представление именно об образовательном пространстве связано со взаимным расположением одновременно существующих объектов, набором факторов, определенным образом связанных и влияющих на образование человека. При этом, по своему смыслу, понятие "образовательное пространство" не подразумевает включенность в него человека, как субъекта образовательного процесса.

Понятие же "образовательная среда", которое также обусловлено взаимосвязанными факторами, обеспечивающими образование человека, непременно предполагает включенность в него субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов - как основного компонента. Более того, если согласиться с В.Г.Воронцовой, утверждающей, что среда предполагает наличие внешнего окружения,   то допустимо, на наш взгляд, представлять "образовательное пространство", как окружение "образовательной среды", с которым и/или посредством которого взаимодействуют субъекты, формирующие среду.

Поскольку предметом нашего рассмотрения является не только учебная дистанционная деятельность, но, в более широком плане, информационно-педагогическая деятельность, осуществляемая дистанционно, с применением Internet-технологий, то и понятие среды мы определяем для этой деятельности - как распределенное в пространстве сообщество субъектов, заинтересованных в интерактивном участии в информационно-педагогической деятельности, имеющих технические возможности для такого участия (в том или ином качестве) и принимающих в ней реальное участие.

Подобно образовательной среде, которая может, в принципе, существовать и вне конкретного образовательного учреждения [12], информационно-педагогическая среда, формируемая посредством Internet-технологий, по самой своей сути предполагается заведомо распределенной в широком географическом пространстве.

В отличие от информационно-образовательного пространства, которое, по ходу развития технического прогресса, может спонтанно возникать и в известной мере хаотично расширяться, информационно-педагогическая среда (как и "образовательная среда, обращенная к человеческой личности..." [12, с.57]) самопроизвольно не возникает. Для ее организации требуется целенаправленная дистанционная научно-образовательная деятельность Педагогического университета средствами Internet-технологий (аналогично тому, как для создания "образовательной среды, обращенной к человеческой личности, правам и интересам человека" требуется определенная работа со стороны Педагогического университета [12]).

#4. Терминология, привлекаемая из области Internet-технологий связи

a) Понятие об Internet и принципах передачи информации по Internet

Прежде всего, необходимо договориться о едином понимании значения слова Internet (Интернет). Этот термин в настоящее время используется в научной, технической и популярной литературе в нескольких смыслах. Cледуя за Эдом Кролом [13], будем понимать под термином "Internet" Глобальную компьютерную сеть, представляющую собой совокупность множества сетей, объединенных стандартными соглашениями о способах обмена информацией (протоколами) и единой системой адресации. Организация и принцип работы современной Глобальной компьютерной сети представляют собой самостоятельный обширный предмет для изучения. Физически сеть представляет собой компьютеры, соединенные между собой проводами, кабелями, космическими спутниками и т.д. с помощью специальной аппаратуры.

Связь между компьютерами Глобальной сети осуществляется на принципах, отличающихся от связи между абонентами телефонной сети. При использовании телефонной связи происходит коммутация каналов (телефон подключается через соответствующую аппаратуру к другому телефону и линия оказавается недоступна для всех остальных абонентов) на время разговора. При соединении компьютеров информация, передаваемая одним из компьютеров другому по сети, разбивается на пакеты, и каждый пакет передается отдельно. Таким образом, происходит коммутация пакетов, а не каналов, и линия связи становится доступна одновременно для нескольких пользователей [13]. Коммутация пакетов является ключевым понятием, определяющим принцип передачи информации по компьютерным сетям.

В глобальной сети имеются специальные компьютеры, которые обеспечивают сортировку и рассылку пакетов по нужным маршрутам - маршрутизаторы. Обычно маршрутизатор отправляет данные не непосредственно на компьютер-адресат, а на другой маршрутизатор, расположенный ближе к адресату. Таким образом пакет передается от одного маршрутизатора до другого, пока не достигнет компьютера-адресата.

Совокупность правил, определяющих порядок передачи информации по сети называется протоколом связи. Так, существует межсетевой протокол, отвечающий за адресацию (Internet Protocol, IP). Следование этому протоколу означает, что каждый пакет информации, передаваемый по сети, должен содержать информацию о том, куда (по какому адресу) направляется данный пакет. В этом и только в этом случае маршрутизатор сможет переправить поступивший на него пакет по нужному адресу. Таким образом, межсетевой протокол выполняет функции почтового конверта - каждый IP-пакет снабжается адресом. Однако, в одном IP-пакете может быть послано не более 1500 символов (из-за аппаратных ограничений). Более крупные порции информации разбиваются на такое число пакетов, при котором каждый пакет содержит до 1500 символов. Причем все пакеты пересылаются в сети независимо друг от друга. Разбивкой крупного пакета на мелкие порции занимается протокол управления передачей (Transmission Control Protocol, TCP). В результате формируются так называемые TCP-IP пакеты, содержащие кроме собственно порции информации еще и номер этой порции, контрольную сумму и IP адрес. При приеме информации TCP производит обратную операцию, т.е. объединяет полученные пакеты в соответствии с их нумерацией и воспроизводит переданный блок данных.

b) Понятие об адресации компьютеров в Internet и ее структуре

Каждый компьютер глобальной сети Internet имеет свой уникальный (неповторимый, единственный в Internet) адреc, состоящий из четырех чисел, каждое из которых не превышает 256 (это не магическое число, это просто максимальное число, которое можно выразить одним байтом информации, т.е. восемью битами. Нетрудно подсчитать, что при двоичной системе счета [т.е. когда каждый бит информации может отображать либо ноль либо единицу] максимальное число, отображаемое восемью битами [т.е. одним байтом] составляет число "два" в восьмой степени, т.е. 256). Числа в адресе компьютера (при записи или при наборе с клавиатуры) отделяются точками. Так, к примеру, адрес сервера Еmissia Online (Виртуальный Педвуз) имеет вид: 195.242.9.15.

Цифровая адресация удобна для компьютерной обработки адресов маршрутизаторами, однако крайне неудобна для человеческой памяти. Поэтому вводится еще одна, параллельная (буквенная) адресация. Причем каждому цифровому адресу, понятному для компьютера, приводится в соответствие буквенный адрес, более привычный для человека. Например, приведенному выше цифровому адресу сервера Виртуального Педвуза соответствует буквенный адрес: emissia.ws. Сопоставление цифровых и буквенных адресов производится специально выделенными для этих целей компьютерами Глобальной сети - так называемыми name-серверами (name server). На первых этапах развития сетей сопоставление адресов не представляло большой проблемы, однако впоследствие, по мере роста числа компьютеров и объединения сетей в одну всемирную Глобальную сеть пришлось разработать специальную, так называемую, доменную систему имен.

Доменная система имен (Domain Name System, DNS) представляет собой метод присвоения буквенных имен компьютерам, объединенным в Глобальную сеть Internet, путем организации иерархической системы уровней пользователей (имен). Уровень в этой системе называется доменом. При написании от руки или наборе с клавиатуры, домены отделяются один от другого точками, например: emissia.spb.su. Каждый последующий домен в имени (при рассмотрении имени слева направо) больше предыдущего, поскольку содержит в себе предыдущий, так что написание адреса всегда оканчивается доменом так называемого высшего (первого) уровня.

Количество доменов высшего уровня в Глобальной сети Internet определяется международными соглашениями, регулирующими всю систему доменообразования в Глобальной сети. Примерами доменов высшего уровня могут служить домены "ru" (Россия), "by" (Белоруссия), "gr" (Греция), "fi" (Финляндия) и так далее (практически все страны мира располагают доменами высшего уровня, именуемыми по "географическому" признаку по принципу : "одна страна - один домен". Правда, как в любом правиле, здесь имеются свои исключения. Так например, ввиду исторических коллизий в развитии СССР, имевших место в 1991-1992 гг., существуют одновременно два независимых друг от друга домена высшего уровня: Россия ("ru") и Советский Союз ("su"). В этом смысле, Россия не является частью Советского Союза а существует наравне с ним. Объясняется это сравнительно просто: домен 'ru' был организован в середине девяностых годов наряду с уже существовавшим к этому времени доменом 'su', который продолжает существовать и по сей день.

Кроме того, имеется несколько доменов высшего уровня, зарегистрированных в США и имеющих не "географическое", а "отраслевое" происхождение. Эти домены исторически возникли ранее остальных, отличаются от остальных написанием (их наименование состоит из трех, а не из двух букв) и были созданы изначально для обслуживания интересов американских организаций: 'gov' (правительственные учреждения США), 'mil' (учреждения министерства обороны США), 'com' (коммерческие организации), 'org' (некоммерческие организации), 'edu' (система образования США), 'net' (cетевые сообщества).

Домены высшего уровня часто называет "зонами". Например, домен 'ru' часто называют российской зоной (или "зоной РУ"). Появился даже бытовой термин "рунет", обозначающий российскую зону Глобальной сети. Домены высшего уровня (зоны) делятся на домены второго уровня. Так например, зона 'ru' включает в себя домены второго уровня, организованные по "географическому" признаку: 'spb.ru' (Петербург), 'msk.ru' (Москва) и т.д., а также домены второго уровня, организованные по "отраслевому" признаку: "edu.ru" (учреждения системы образования России), "ac.ru" (учреждения академии наук России) и т.д.

Что касается зоны 'su', то регистрация доменов в этой зоне прекратилась лишь в 1995-96 гг. К этому времени в рамках "советской" зоны уже было организовано довольно много "географических" доменов второго уровня 'spb.su', 'msk.su' и т.д. После развала Советского Союза и регистрации зоны 'ru' организованного переноса имен из зоны 'su' в зону 'ru' проведено не было. C течением времени, по мере появления все новых и новых доменов второго уровня в зоне 'ru' , организовать простой перенос доменных имен из зоны 'su' в зону 'ru' становилось все труднее, поскольку в рамках одного домена высшего уровня не может быть двух доменов второго уровня с одинаковым названием. В разных же зонах существование двух одноименных доменов второго уровня вполне допустимо. Поэтому до сих пор в зонах 'su' и 'ru' существуют одноименные домены второго уровня, например: 'spb.su' (Петербург в "советской зоне") и 'spb.ru' (Петербург в "российской зоне").

Домены второго уровня в рамках тех или иных зон регистрируются владельцами соответствующих зон. Это - крупные государственные или международные организации. Так, выдачу имен в зоне 'ru' контролирует Роскоминформ, а в зонах 'com', 'org', 'net' - американская организация Network International Communications, Inc. (NIC). Для облегчения процесса регистрации новых доменных имен провайдеры Internet на местах ввели соответствующий сервис для своих клиентов. Так например, прежде чем заказать для себя домен второго уровня в одной из зон 'com', 'org', 'net', Вы можете обратиться через того или иного провайдера на сервер NIC по адресу http://www.directnic.com и за несколько секунд проверить, не зарегистрировал ли кто-либо раньше Вас домен с придуманным Вами именем в выбранной Вами зоне, иными словами - не откажут ли Вам в регистрации домена второго уровня с таким названием.

Регистрация доменов второго уровня - услуга платная и, как правило, ею пользуются крупные организации и фирмы. Небольшие организации и частные лица, в большинстве своем, ограничиваются регистрацией домена третьего уровня (это, как правило - бесплатная услуга). Выдачу доменных имен третьего уровня локальным компьютерам клиентов осуществляют, в основном, провайдеры Internet на местах, контролирующие тот или иной домен второго уровня, после чего просто уведомляют остальные заинтересованные сетевые организации в появлении нового домена третьего уровня в рамках соответствующего домена второго уровня. Таким порядком, например, центральному компьютеру Виртуального Педвуза в Петербурге было присвоено в 1994 году доменное имя третьего уровня 'emissia', а полный адрес этого домена записывается как 'emissia.spb.su' .

Следует подчеркнуть, что в отличие от многих иных предметов собственности,    домен  совсем не обязательно регистрировать  "по месту работы или жительства". Так, например, Виртуальный Педвуз в Петербурге,   наряду с доменным именем третьего уровня 'emissia.spb.su'  располагает доменным именем второго уровня 'emissia.ws' (уже упоминавшимся выше) и находящимся в экзотичной зоне 'ws', зарегистрированной на тихо-океанских островах Самоа - протекторате США.

Использование доменной системы имен значительно упрощает поиск адресов компьютеров в сети. Кроме того, применяемая система выдачи имен исключает возможность появления в рамках всей Глобальной Сети двух компьютеров с одинаковыми адресами.

c) Понятие об адресации содержательных ресурсов в Internet

Выше мы рассмотрели порядок выдачи адресов компьютерам, объединенным в Глобальную сеть. Не менее строгий порядок существует и в отношении адресации документов и разного рода информации (ресурсов), находящихся на компьютерах Глобальной сети. Для обеспечения систематизированного доступа к информации в Интернет был разработан универсальный способ адресации ресурсов. В соответствии с этим способом адресации, каждый документ в Интернет имеет свой уникальный адрес (Uniform Resurs Locator, URL). Например URL первой (или так называемой, домашней) страницы Виртуального Педвуза выглядит следующим образом: http://www.emissia.spb.su   .

Документы, установленные на компьютерах Глобальной сети, как правило, содержат так называемые гиперссылки. Гиперссылка - это команда на переход, позволяющая переходить непосредственно от одного текста к другому в пределах одного и того же документа (в пределах одного и того же URL), либо от одного документа к другому, т.е. от ресурса, имеющего один URL, к ресурсу с другим URL. Гиперссылки могут быть ассоциированы либо с отдельным словом (или частью текста), либо с рисунком ( фотографией и т.п.).

Создание ресурсов, устанавливаемых на серверах Глобальной сети проводится в специальном формате, предназначенном для подготовки документов, имеющих гиперссылки. Этот формат получил название языка гипертекстовой разметки документов HTML (HyperText Markup Language).

d) Прочие наиболее важные термины

Ниже приведем расшифровку еще нескольких терминов из области телекоммуникационных технологий, однозначное понимание которых необходимо для дальнейшего обсуждения проблем, связанных с дистанционной научно-образовательной деятельностью:

World Wide Web (WWW) - информационный сервис сети Internet для доступа к информации (ресурсам), установленной на WWW-серверах.

WWW-сервер - сервер, имеющий определенный адрес (URL) в сети Internet и содержащий информацию (ресурс), подготовленную в формате HTML.

WWW-клиент (browser) - программное средство, устанавливаемое на компьютере пользователя и позволяющее просмотреть информацию, (ресурсы) находящуюся на WWW-сервере, после ее приема на компьютер пользователя. WWW-клиент интерпретирует команды HTML и в соответствии с этим создает изображение, которое видит пользователь. В настоящее время наиболее широко распространенными WWW-клиентами являются программы Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer.

Протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol) - протокол передачи данных от WWW-сервера WWW-клиенту, с помощью которого клиент принимает документы (ресурсы), подготовленные в формате HTML. По существу, клиент получает документы в виде простого текста, но написанного в соответствии с правилами HTML, который можно рассматривать как своеобразный язык программирования.

Виртуальный WWW-сервер. Для посетителей этот сервер ничем не отличается от обычного WWW-сервера. Виртуальный WWW-сервер - это сервер, имеющий определенный адрес (URL) в сети Internet и содержащий определенную информацию (ресурсы), подготовленную в формате HTML. Виртуальным же он называется потому что, имея принадлежащее автору-владельцу доменное имя, физически установлен на компьютере провайдера или иного узла сети Internet, который предоставил автору-владельцу ресурса дисковое пространство для размещения ресурса. Эта услуга - предоставление площадей под размещение виртуальных серверов, называемая "хостингом", от английского "to host" - обеспечивать прием гостей - предлагаемая провайдерами начиная с 1997 гг., получила в последнее время широкое распространение, поскольку освобождает автора-владельца от массы хлопот, связанных с технической поддержкой ресурса, обеспечения круглосуточной устойчивой доступности ресурса из Internet, и в то же время - гарантирует сохранение авторского доменного адреса ресурса (своеобразной торговой марки), авторского права на содержательное наполнение ресурса и возможности оперативного управления его содержанием.

FTP- протокол передачи файлов (File Transfer Protocol) - один из протоколов семейства TCP/IP, обеспечивающий возможность найти, получить и переслать нужные файлы в Интернет с одного компьютера на другой. FTP-протокол используется, в частности, авторами -владельцами виртуальных WWW-серверов для дистанционного управления и обновления их содержания.

FTP-cервер - компьютер, на котором располагаются файлы, доступные по протоколу FTP. Для подключения к FTP-серверу, как правило, требуется сообщить входное имя (login) и пароль (password).

FTP-клиент - программа, устанавливаемая на компьютере пользователя, обеспечивающая прием файлов с FTP-сервера и передачу файлов на FTP-сервер по протоколу FTP. В настоящее время существует большое разнообразие FTP-клиентов, но все они работают на основе стандартной системы команд FTP.

Соединение трех факторов - разработки языка гипертекстовой разметки документов (HTML), универсального способа адресации ресурсов в сети (URL) и протокола обмена гипертекстовой информации (HTTP) обеспечило бурное развитие информационного сервиса WWW. В последнее время WWW становится основным, наиболее используемым информационным средством Глобальной сети.

Литература

[ 1] Философский Энциклопедический Словарь // М., 1989, с.513.

[ 2] А.П.Беляева. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования // СПб., Радом, 1997, 226 с.

[ 3] А.В.Суперанская, Н.В.Подольская, Н.В.Васильева. Общая терминология: Вопросы теории // М., 1989, с.14.

[ 4] Там-же, с.162.

[ 5] В.Н.Барсуков. Дистанционное... Да! Но... // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995, вып.3, с.10-12.

[ 6] Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (Под. ред. С.А.Смирнова) // М., Академия, 2000, 510 с.

[ 7] Н.В.Бордовская, А.А.Реан. Педагогика // СПб, Питер, 2000, 300 с.

[ 8] Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании" // М., Ось-89, 64 с.

[ 9] Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995, вып.3.

[10] А.А.Андреев. Введение в дистанционное обучение //Компьютеры в учебном процессе. М., Интерсоциоинформ, 1998, #2, с.25-68.

[11] Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // М., МЭСИ, 1998, 26 с.

[12] В.А.Козырев. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета // СПб, СПбГУ, 1999, 116 с.

[13] Эд Крол. Все об Интернет (русский вар.: "Internet - среда обитания информационного общества. Е.Березиков, 1998) // http://www.mark-itt.ru/Collection/Internet/INTERNET/internet.html  


Copyright (c) 2000 А.А.Ахаян
Copyright (c) 2000 Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал. Гос.рег.# 0320100088
TopList