emissia.offline ART 565


Refering to: Marina Goryunova
school@online.ru, Сpедняя школа #157, С-Петеpбуpг

ОПЫТ РАБОТЫ С СОВРЕМЕННЫМИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ НА ПРИМЕРЕ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОЕКТЕ "ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ"

Пpоект "Глобальное мышление" - Global Thinking Projectс (GTP) - международный проект, который имеет более чем 10-летнюю историю. В его работе участвуют около пятидесяти школ разных стран, в частности - наша 157-я школа Санкт-Петеpбуpга. В этой статье рассказывается не обо всех аспектах деятельности школы в рамках проекта, а лишь о его "компьютерном" периоде, точнее, о периоде работы с пpименением новых телекоммуникационных технологий.

Восемь лет назад, в 1990 году, в pамках пpоекта "Глобальное мышление", американские коллеги привезли в нашу школу компьютер Macintosh SE, цветной принтер Image WriterII и модем со скоростью пеpедачи данных 2400 б/с. Это стало началом процесса освоения учителями и учениками школы современных компьютерных технологий: мы получили возможность оперативно обмениваться информацией со своими заокеанскими партнерами, вести совместные исследования. С этого момента участники проекта стали активно пользоваться электронной почтой и телеконференциями.

Чтобы объяснить, как участники проекта использовали появившиеся телекоммуникационные возможности, необходимо подробнее рассказать о содержательной стороне GTP.

Проект "Глобальное мышление" имеет выpаженную экологическую направленность. Цель совместной работы учителей разных стран - помочь в воспитании экологически грамотной молодежи, которая будет неравнодушна к глобальным проблемам человечества и постарается внести свой, пусть очень скромный, вклад в решение этих проблем.

Работа проекта разделена на этапы: знакомство, зеленая классная комната, чистый воздух, и т.д. На первом этапе все участники проекта активно обмениваются электронной почтой и знакомятся друг с другом. В настоящее время появилась возможность обмениваться фотографиями и даже видеоматериалами.

Далее начинается исследовательская работа. На первых порах - это несложные замеры для того, чтобы охарактеризовать состояние классных комнат. Постепенно ребята знакомятся с методикой проведения более серьезных экспериментов на определение содержания озона в воздухе, растворенного кислорода в воде и т.д.

В процессе работы учащиеся обмениваются результатами экспериментов и сделанными выводами со своими партнерами и могут вести дискуссии по интересующим их проблемам. Электронная почта, подобно обычной бумажной почте, приходит к тому конкретному адресату (или нескольким адресатам), адрес которого был указан при ее отправлении. Для широких дискуссий более удобно использовать телеконференции - аналог общей доски объявлений, где каждый может разместить свое послание и познакомиться с высказываниями других участников этой конференции.

С появлением новых телекоммуникационных возможностей раширялась и сфера телекоммуникационной деятельности участников проекта. В 1995 году руководители проекта создали первую версию гипеpтекстового сайта - GTP Website. А сегодня уже вся информация о проекте и его участниках размещена на Website с адресом (http://www.gtp.org). Более того, все российские и американские школы - участницы пpоекта GTP - разместили на этом сайте информацию о себе. Некоторые школы, наиболее продвинутые в области новых компьютерных технологий, например наш партнер по проекту - Chamblee school из Атланты, имеют свои собственные прекрасные гипеpтекстовые сайты в Internet (http://168.29.6.3/ ~chamblee ).

Первая WWW-страничка в Internet нашей, 157-ой школы, появившаяся в конце 1996 года, имела адрес http://168.29.6.3/~chamblee/gtp_97/157. Из адреса видно, что сделали ее для нас наши партнеры. Вторую WWW-страничку (http://www.gsu.edu/~wwwgtp/ 157stpt.htm) создал директор нашей школы Анатолий Николаевич Карпов на сайте проекта во вpемя семинара по обучению новым технологиям, который проводился в США. В настоящий момент существует и постепенно пополняется информацией собственная WWW-страница школы (http://www.spb.sovam.com/www/school). Ее создание может являться предметом отдельного разговора, т.к. делается она силами самих учеников.

Заложены основы для новых интересных направлений работы. В 1997 году нашей школе предоставили необходимое техническое и программное обеспечение для проведения видеоконференций через Интернет. Эта технология уже опробована, и мы дважды в реальном времени общались с руководителем проекта Джеком Хассардом, видя друг друга на экранах своих компьютеров. Предполагается использовать эту технологию для проведения тематических конференций между всеми участниками проекта из разных стран.

Очень важным этапом в работе проекта был период 1995-1998 годов. Трижды группы школьников и учителей, работающих в проекте, участвовали в обменных программах, спонсируемых американской стороной. Эти программы включали в себя трехнедельное пребывание в России американских партнеров (12-13 человек) и ответный визит такой же продолжительности в Америку. Проживание и общение в семьях, насыщенная исследовательская и культурная программа, подведение итогов совместной работы на заключительной конференции с участием ученых- экспертов вносят огромный вклад в результы работы. В период недавнего пребывания американской группы в России с 26 марта по 16 апреля компьютер пропустил через себя более 200 писем, которыми ребята обменивались с родителями и друзьями. Очевидно, что использование е-mail создает благоприятную обстановку для работы и снимает массу психологических проблем, которые могли бы возникнуть вдалеке от дома.

Многолетняя работа в этом проекте положительно отразилась на общешкольной программе преподавания информатики в целом. На уроках в старшей школе приобретенный опыт помогает в обсуждении технических, этических и правовых вопросов работы в глобальных сетях. Работа в проекте является серьезной опорой в объяснении такого философского термина как ринформационное общество, поскольку ученики из собственного опыта понимают роль информации в настоящее время, ощущают информационное единство всей человеческой цивилизации и сближение людей всей планеты.

Какую же роль играет участие в проекте и использование новых компьютерных технологий в выполнении стоящих перед школой задач? Доступ к богатейшим информационным ресурсам Интернет предоставляет школьникам уникальные возможности поиска информации по любой теме, и ,следовательно, повышает требования к уровню научно- исследовательской работы. Возможность размещения в Интернет информации о себе и своей деятельности способствует воспитанию ответственности. Широчайшая сфера общения и огромное поле деятельности по поиску интересных тебе людей, организации, проектов должны помочь молодежи найти себя.

Таким образом, очевидно, что современные компьютерные технологии имеют возрастающее значение в достижении школой еe главной цели - воспитать человека, подготовленного к плодотворной и ответственной деятельности в рамках современного общества.


The end