emissia.offline ART 544


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - 98" (ИТО-98)
(Москва, февpаль 1998)


И.А.Смольникова, к.ф.-м.н., доц.,
гл. спец. отдела инфоpматизации Упpавления НИР
Минобpазование России, Москва

РАБОТА МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ:
ИТОГИ 1997 ГОДА И ПЛАН НА 1998 ГОД


Министерство обpазования осуществляет комплексную поддержку развития и использования новых информационных технологий в образовании, ориентируясь на одну из 7-ми объявленных Правительством России критических (многократно массово используемых) технологий федерального уровня. Основные направления работ Министерства по информатизации реализуются в виде выполнения межвузовских научно-технических программ (МНТП).

Основные направления по информатизации образования на 1997 г. были определены приказом ╪270 и указанием ╪91-19 от 26.2.97 в виде выполнения МНТП "Информационные технологии". Отдел информатизации Управления НИР курировал 4 подпрограммы (в скобках указаны головные организации):

1 - "Информатизация высшего образования" и 2 - "Развитие системы общего и профессионального образования на основе современных информационных технологий и региональных ресурсов" (Центр информатизации Минобразования - зам. директора Ижванов Ю.Л., тел. (095) 932-20-90, e-mail: yli@informika.ru),

3 - "Информационные сети высшей школы" (директор ВузТелекомЦентрa Васильев В.Н., тел. (812) 233-89-29, e-mail: xse@run.net),

4 - "Перспективные информационные технологии в высшей ш коле" (директор РосНИИ ИС Кривошеев А.О., тел. (095) 284-44-13, Web-сервер: www.riis.ru).

Краткие итоги:

1. Кроме развития собственных информационных ресурсов Министерства выполнены 8 проектов по НТИВО, 6 - по ТКвНиО, 11 - по НИТ в УП, на выходе которых разработаны тиражируемые программно-аппаратные комплексы, заработали классы Интернет, распределенные ТК сети, создана ЕС ДО и фонд ПО, свободно распространяемого для УО РФ.

На базе Центра информатизации создан и функционирует официальный файл-сервер Минобразования России (e-mail: ksk@informika.ru) и Web-сервер (http://www.informika.ru).

Приказом ╪4 от 5.1.97 файл-сеpвеp Минобpазования России наряду с ТВ-информ рассылает нормативную документацию, приказы и инструктивные письма по электронной почте в подведомственные учреждения Министерства. Каналы организованы на базе оптоволокна (10 Мбит/с).

Web-сервер (http://www.informika.ru) внесен в списки основных информационных поисковых систем (USIA, Lycos, Yahoo). На нем поддерживается разделы:

- Министерство: структура Центрального аппарата, телефонный справочник, БД нормативных и распорядительных документов с 1996 г., федеральные, целевые и МНТП, концепции реформы;
- Президентская программа "Дети России";
- домашние страницы научных организаций Министерства;
- справочник УО, в том числе, государственных и негосударственных учреждений дополнительного образования, их электронные адреса;
- образовательные стандарты по предметам общего и специальностям высшего образования, федеральный комплект учебников и учебных пособий (а в разделе "Школьные странички" - даже тексты новых учебников и задачников);
- Центр информатизации (структура, функции, НЭС, концепция ИО, ГИС по ЦНИТ, домены РосНИИРОС edu.ru и ФАПСИ ed.gov.ru);
- фонды, гранты, конкурсы (наиболее известные: часть "4-ой рамочной программы ЕС" НИОКР Esprit - www.cordis.lu/src/wp.htm; для женщин-преподавателей Междисциплинарный центр СПбГУ выбрал из ТИПС "Фонды" краткие сведения и выставил их на Web-сервер: care.nw.ru/women/; директор конкурса Соросовских учителей, аспирантов и профессоров - Борисов В.В., т. (095) 925-52-78);
- Национальный фонд подготовки кадpов (Вузовский вестник, Поиск, ВО в России, Курьер образования, Международное сотрудничество, Университетская книга, Проблемы информатизации ВШ, Образование в документах; а также бюллетень ВАК и периодика по ИТ: ИТ, Компьюлог);
- ИТ; новости сервера; путеводитель по Интернет; конференции, выставки; книгоиздание (учебники; книги по ИТ; более 700 текстов классики на английском языке); поисковые системы;
- FTP-сервер ftp/informika.ru (более 1000 аннотированного свободно распространяемого ПО для науки и образования).

Перекачать себе интересующую информацию может каждый, имеющий доступ в Internet.

2. Министерство координирует свои работы в области информатизации образования на местах и будет осуществлять реализацию концепции информатизации образования регионов с помощью широкой сети региональных центров информатизации и центров новых инфор мационных технологий (см. ж. Международное сотрудничество, ╪4, 1997). Конкурсный отбор прошли 21 РЦИ и 69 ЦНИТ на базе классических или технических университетов (список с указанием их электронных адресов издан в приложении к предыдущей конференции ИТО-97). Планируется дополнение сети за счет специализированных педагогических ЦНИТ на базе педагогических университетов и РИПКРО (все институты федерального подчинения). Там же издан список отделений и филиалов ИНИНФО, специализирующихся на информатизации педагогического и среднего образования, а также адреса пединститутов, ИПК, органов управления образованием, техникумов. По информационному наполнению региональных образовательных сетей выполнен 31 проект. Так Новосибирский РЦИ в 1997 г. на основе ORACLE выполнил 2 проекта по распределенной системе мониторинга труда, трудоустройства и социальной защиты выпускников учебных заведений России. В использовании ГИС-технологий в образовании наибольших успехов добились Нижегородский, Петрозаводский и Пущинский РЦИ (8 проектов). Пермский и Красноярский РЦИ активно разрабатывали концепцию интеграции ВУЗов и школ для передачи опыта с помощью ИТ (16 проектов). По 2 проекта выполнено ЦИ по развитию инновационной деятельности сети ЦНИТ и учебным центрам по НИТ.

3. В системе образования функционируют не только тысячи off-line - серверов, предоставляющих обмен электронной почтой, поддерживающих группы новостей и списки рассылки, но созданы более 200 WWW-серверов. Количество банков и баз данных, дpугих информационных (в том числе, мультимедиа) ресурсов, размещенных на WWW и FTP - серверах учреждений системы образования, исчисляется десятками тысяч и продолжает стремительно расти. Учреждения образования должны строить свои региональные сети на базе уже созданных центров информатизации образования с использованием опорных мультипротокольных межрегиональных образовательных сетей: спутниковой RUNNET (исп. диpектоp ВузТелекомЦентрa Хоружников С. Э.) с оплачиваемым Минобразованием трафиком узлов в 29 ЦИ; RELARN (зам. директора РосНИИ РОС Лесников А.Д., тел. (095) 192-91-79), входяших в состав создаваемой в рамках межведомственной пpогpаммы "Национальная сеть компьютеpных телекоммуникаций для науки и высшей школы" сети Rbnet, и других. Пока скорость спутниковых TCP/IP протокольных каналов 64 Кбит/с, но развивается АТМ-технология, позволяющая в десятки раз увеличить скоpость обмена инфоpмацией.

Активно работают образовательные телекоммуникационные сети в Барнауле, Москве, Новосибирске, Переяславле-Залесском, Самаре, Санкт-Петербурге, в Воронежской, Красноярской и Пермской областях, в республике Каpелия и дpугих pегионах. Идет постоянное наращивание мощностей отечественных сервисных систем информационных ресурсов, доступных для интерактивного доступа. В рамках совместной с Госкомитетом по науке и технологиям и Институтом "Откpытое общество" Межведомственной пpогpаммы "Создание национальной сети компьютерых телекоммуникаций для науки и высшей школы" 15 классических госуниверситетов уже получили и 17 вскоре получат высокоскоростной доступ в Интернет. Их список опубликован в пpиложении к матеpиалам ИТО-97. Школы и дpугие образовательные учреждения также находят возможности и подключаются к Интернет.

4. Растет количество и качество электронных учебников. Выпушен CD по высшей математике с 15-ю пособиями. Следует переходить на гипермедиа технологии, например, HM-card и Hyper-G.

Разнообразно наполнение образовательного информационного пространства. Созданы корпоративные образовательные сети в десятках передовых ВУЗов. Развивается дистанционное обучение (МЭСУ, МГИЭМ, МИУ, РУДН и др.). Стартовал ежемесячный очный семинар Центра "Истина" по ДО (3-й Вторник в 15-00 в к.238 здания Минобразования на Люсиновской улице, д. 51) с его электронным отражением на сервере Баpнаульского пед.университета).

Систематически работает банк педагогических данных (Пермская область), педагогические сервера РГПУ (Санкт-Петербург, e-mail: edu@emissia.spb.su), Барнаульском ГПУ (e-mail: ksd@bgpu.altai.su и дp. В пpошлом году пpошли телекоммуникационные олимпиады (Переяславль-Залесский, Ярославль и др.), конференции (Воронежсий ПУ и др.), выпущены электронные версии журналов (Педагогическая информатика, 1997, 3 и др.), идет электронная презентация научных отчетов в области педагогики в Internet (Барнаульский ГПУ).

Актуально создание:
- суперкомпьютерных центров для удаленного доступа к мощному ПО,
- баз знаний и экспертных систем,
- интеллектуальных поисковых систем,
- виртуальных выставок,
- виртуальных лабораторий,
- видеоконференций,
- распределенных банков данных:
* по отраслям науки и техники,
* архивов программного обеспечения,
* документации и патентов,
* изданию учебно-методической литературы,
* научно-педагогических кадров,
* тестирования знаний выпускников,
- серверов:
* научных школ,
* библиотек,
* электронных научных и методических публикаций

В развитие решений коллегии Минобразования России от 4.12.96 ╪ 2/1 основные направления научно-технической деятельности на 1998 год регламентированы приказом ╪ 2227 от 3.11.97. В приложении указаны 18 советов при Минобразовании РФ:
1. Научно-методические и правовые аспекты системы образования - Жураковский В.М., Шадриков В.Д..
2. Сохранение и развитие научного потенциала системы образования - Садовничий В.А., Суворинов А.В..
3. Вузовская наука - регионам России - Жураковский В.М..
4. Психолого-педагогические проблемы системы образования - Асмолов А.Г.
5. Международное научное сотрудничество - Тихонов А.Н..
6. Развитие инновационной деятельности в вузах России - Шленов Ю.В., Викторов А.Д.
7. Качество технологий, обеспечивающих безопасность услуг, продукции, производств и объектов - Алешин Н.П., Сергеев С.К..
8. Научно-методическое обеспечение программы Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический рост на 1997-2000 годы" - Тихонов А.Н.
9. Информационные технологии и электроника - Иванников А.Д., Чаплыгин Ю.А..
10.Производственные технологии - Федоров И.Б., Соколов Э.М..
11.Новые материалы - Уфимцев В.Б., Суворинов А.В..
12.Химия и химические продукты - Саркисов П.Д., Суворинов А.В..
13.Технология живых систем - Рогов И.А., Кураев Г.А..
14.Транспорт - Матвеенко А. М., Луканин В.Н..
15.Топливо и энергетика - Аметистов Е.В., Васильев Ю.С..
16.Энерго и ресурсосберегающие технологии - Карабасов Ю.С.,Тишков К.Н.
17.Экология и рациональное природопользование - Набойченко С.С., Савиных В.П..
18.Оборудование и приборы для научных исследований и учебной деятельности - Сергеев С.К., Крынкин В.В.

Научная поддержка развития и использования новых информационных технологий в образовании (в т.ч. по п. 9), фундаментальных и прикладных проблем по смежным областям (микроэлектроника, аппаратное и пpогpаммное обеспечение), а также педагогические, общезначимые гуманитарные, экономические и социальные аспекты финансируются в 1998 году в соответствии с указанием ╪ 747-19 от 22.12.97 по ПЕРЕЧНЮ межвузовских научных, научно-технических и инновационных пpогpамм.

The end

От "edu@emissia": ПЕРЕЧЕНЬ финансиpуемых межвузовских пpогpамм будет опубликован в ближайшее вpемя в "emissia.offline". Пожалуйста, следите за новостями канала.