emissia.offline ART 538

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

А.А.Васильев, ст.преп. каф. физической электроники РГПУ
И.Н.Плещенков, методист школы 534 С-Петербурга

ПРОГРАMMА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

1. Концепция

В условиях современного информационного общества наблюдается парадоксальная ситуация, когда, наряду с увеличением количества и качества вычислительной техники в учебных заведениях, располагая определенными знаниями, преподаватели информатики и администрация оказываются неспособными оптимально их использовать. Кроме того, существующая в настоящее время практика оснащения системы народного образования программно и аппаратно несовместимыми типами компьютеров приводит не только к разобщению образовательных учреждений по вертикали, но и по горизонтали, а также и к нерациональному использованию выделенных средств, что резко снижает эффективность использования техники. Радикальным решением в данной ситуации может послужить создание и развитие инфраструктуры информатизации учебных заведений. Создание и утверждение Общественным научно-методическим советом информатизации образования "Концепции информатизации образования" позволило определить основные направления развития данной инфраструктуры. Важными ее элементами должны стать учебно-консультационные информационные центры (УКИЦ).

Целью УКИЦ является создание единого информационного пространства территориального округа и включение в него образовательных заведений, а также проведение единой научно-технической и учебно-методической политики в области информатизации образования.

Основными задачами информационного центра являются:
- разработка перспективных планов и программ;
- создание методов и средств новых информационных технологий (НИТ);
- координация научных исследований в области НИТ, внедрение вычислительной техники в учебный процесс;
- создание, тиражирование и распространение программных средств учебного и административного назначения;
- координация разработки и выпуска средств учебно-методического и программного обеспечения НИТ;
- организация освоения и эксплуатации программных и технических средств, поступающих в систему образования;
- накопление и систематизация общего и прикладного программного обеспечения;
- создание фонда по учебно-методическому и программному обеспечению НИТ;
- обеспечение разработчиков и пользователей информацией о новых разработках программного обеспечения;
- организация конкурсов на разработку программного обеспечения;
- анализ оснащенности учебных заведений вычислительной техникой и разработка предложений по ее распределению и использованию;
- консультирование в выборе конфигураций приобретаемой вычислительной техники;
- повышение квалификации преподавателей в области стандартного ПО, сетевого и прикладного.

Основой УКИЦ должна являться инициативная группа, состоящая из преподавателей информатики и преподавателей предметников. В УКИЦ также могут входить и школьники, проявляющие повышенный интерес к предмету информатики в самом широком смысле этого слова. К работе целесообразно подключить и выпускников школ - студентов, специализирующихся в областях информатики, таким образом поддерживая преемственность и связь поколений.

2. Направления деятельности УКИЦ

2.1 Развитие УКИЦ
В школе 534 Выборгского района Санкт-Петербурга ( с 1997 г. являющейся опорной школой факультета физики РГПУ им. А.И.Герцена) УКИЦ начал свою деятельность в 1993 году с момента появления первого IBM-совместимого компьютера. Мощный толчок развитию Центра дало получение школой в 1994 году компьютерного класса.

В 1995 году была разработана и начата реализация программы компьютеризации административных служб школы. Программа предусматривает установку компьютеров в кабинете директора, в канцелярии, в учебной части, в библиотеке и медицинском кабинете с объединением их в единую компьютерную сеть, базирующуюся на компьютерной сети УКИЦ. Таким образом, все имеющиеся компьютеры в школе оказываются объединенными в единую информационную структуру. В настоящее время в единую сеть объединены компьютеры УКИЦ с кабинетом директора, канцелярией и библиотекой. В перспективе программа предусматривает установку компьютеров во всех учебных помещениях и их объединение.

Наряду с развитием материально-технической базы, программа предусматривает создание программного обеспечения, направленного на решение различных административно-учебных задач. К настоящему моменту силами преподавателей информатики, школьников и студентов - выпускников школы разработана первая часть компьютерной административной системы.

С 1994 года активно развивается деятельность Центра в области телекоммуникаций. Под эгидой Центра была создана и успешно функционирует городская сеть на FTN-технологии "TrinityNet", BBS "Massaracsh-33". Центр является узлом FIDOnet. В настоящее время Центр имеет два Internet-адреса, которыми пользуются учащиеся. К настоящему времени реализован удаленный доступ по коммутируемым линиям к серверам Центра на базе программного пакета Novelll NetWare Connect и локальный WWW-сервер. В дальнейшем планируется подключение еще к одному провайдеру и создание двух WWW-серверов, с реализацией доступа по протоколу Ethernet.

2.2 Центр в системе управления школой

Центр является вспомогательным звеном в системе управления школой. В его задачи в данном контексте входит:
- создание и внедрение программных средств административного назначения;
- поддержка компьютерных систем управления школой;
- обеспечение и поддержка издательских работ;
- организация освоения и эксплуатации программных и технических средств, поступающих в школу;
- создание архивов документов и разработок учебно-методического и административного направления;
- обеспечение и поддержка возможности получения различного рода информации через международные телекоммуникационные системы администрацией и преподавателями школы;
- обработка различного рода статистических материалов;
- повышение квалификации преподавателей в области информатики.


The end