emissia.offline ART 536

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург


Г.А.Атоян, к.ф.-м.н., доц. каф. прикладной математики РГПУ
Е.В.Каган, ассистент каф. прикладной математики РГПУ
Р.Р.Фокин, к.п.н., доцент Ленинградского областного университета

О ПРИМЕНЕНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА


Авторы на основе многолетнего опыта работы в педагогических вузах нашей страны излагают свои взгляды на различные аспекты внедрения и применения современных телекоммуникационных средств в учебном процессе. Широкое применение в практической деятельности глобальных и локальных компьютерных сетей специалистами всех направлений делает объективной необходимостью внедрение телекоммуникаций в учебный процесс как в качестве средства обучения, так и в качестве предмета изучения. Для этого должны быть решены ряд технических, организационных и методических проблем. В чем состоят эти проблемы? Если смотреть с технической точки зрения, то в настоящее время в педагогических вузах нашей страны как правило имеет место один из двух вариантов: А) примитивные компьютеры, локальные сети, программное обеспечение, называемые за это "учебными", в этом случае не находят удовлетворительных ответов вопросы "Чему и зачем учить?"; Б) современные стандартные технические и программные средства, взятые "как есть", тогда встает вопрос "Как учить?", встают проблемы лицензирования и защиты от некорректных действий обучаемых программных средств, быстрого морального старения технических и программных средств, недостаточной грамотности инженерного персонала ВЦ вузов и др. Применение современных телекоммуникационных технологий (особенно технологий "клиент-сервер") для разработки специально ориентированных на применение с целью обучения сетевых программно-аппаратных комплексов принципиально решает указанные проблемы в техническом аспекте. Мощные серверы (с подключением к глобальным компьютерным сетям таким как Internet, с сетевыми версиями сложных программных средств в условиях локальной сети учебного заведения при разграничении прав доступа) и простые учебные компьютеры легче обновляются, поддерживаются и лицензируются.

На сегодняшний день, если имеет место вариант "Б", можно, например, предложить создание локальной сети с разграничением прав доступа в рамках учебного класса на основе современных и относительно недорогих средств семейства Windows с подключением одного из компьютеров к Internet. А если локальной сети нет? Исключительно эффективно применение на лекционных занятиях мультиплиеров - простых, надежных и дешевых средств визуализации экрана преподавательского компьютера на дисплеях учебных ЭВМ. Для восстановления программного обеспечения на учебных ЭВМ можно применять прямое их соединение через LPT-порты. Организационный аспект решения рассматриваемых проблем состоит в постепенной замене многочисленного, но малоквалифицированного и малооплачиваемого инженерного персонала ВЦ на малочисленный, квалифицированный и хорошо оплачиваемый. В противном случае работы по поддержанию в работоспособном состоянии сложных технических и программных средств объективно будут вынуждены выполнять профессора и доценты кафедр в отрыве от их основного рода деятельности. Говоря о методической проблематике, следует заметить необходимость внедрения телекоммуникаций в учебный процесс как средства обучения, что дополнительно усилит мотивацию студента к их изучению. Начать можно с установки в библиотеке вуза хотя-бы одного компьютера с выходом в Internet для студентов. Следует поощрять использование студентами информации, взятой из Internet, при написании курсовых и дипломных работ. По возможности подключать к Internet на льготных условиях домашние компьютеры преподавателей и студентов.

В условиях информатизации общества на современном этапе телекоммуникации как предмет изучения необходимы всем студентам, но с учетом особенностей их специализаций. Студенты физико-математического направления должны помимо пользовательских навыков работы изучать программирование в условиях локальных и глобальных сетей на основе современных систем Visual Basic, Delphi, Visual C++, Visual J++ и др. Для студентов других направлений основная цель - овладение пользовательскими навыками работы со своей профессиональной информацией в современных условиях. Им необходимо уметь работать с современными операционными системами, редакторами, электронными таблицами, СУБД (например, с Windows и пакетом MS Office) в условиях локальной сети и обратить особое внимание на навыки работы с модемом и Internet (терминальные программы связи, передача факсов, электронная почта, службы Internet и их виды, язык HTML).

The end