emissia.offline ART 535


МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург


Р.Р.Фокин, к.п.н., доцент Ленинградского областного университета

ПРОЕКТ INTERNET-КУРСА ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В современном обществе широкое применение Internet в практической деятельности специалистами всех направлений в принципе делает объективной необходимостью внедрение Internet в качестве предмета изучения в общий обязательный курс информатики. Однако прежде чем это сделать, следует "обкатать" новый курс на различного рода необязательных факультативных занятиях. Автор на основе опыта чтения курса по работе с Internet объемом 48 часов для сотрудников и студентов педагогического вуза на факультете дополнительных профессий излагает свои взгляды на различные аспекты организации, методики и содержания такого курса. Хорошо, если вуз располагает большим количеством современных персональных компьютеров в локальной сети и прямым подключением к Internet, но в крайнем случае можно обойтись значительно меньшим. В нашем случае было IP-соединение по коммутируемой линии, 2 e -mail адреса, 2 факс-модема USR Sportster 28800, 2 компьютера с Windows-95, 7 учебных компьютеров и мультиплиер. Наш мультиплиер подавал видеосигнал с одного компьютера на 8 дисплеев, его стоимость ~ 150 долларов США, таким образом у учебных компьютеров фактически использовались лишь VGA-терминалы.

Методически проводимые занятия можно было назвать лекционно-практическими. Преподаватель объясняет теорию и иллюстрирует ее собственными практическими действиями на преподавательском компьютере с Windows-95, эти действия хорошо видны на дисплеях учебных компьютеров. Затем студенты вызываются по одному и повторяют эти действия на преподавательском компьютере. Таким образом студенты наблюдают повторение одних и тех же действий несколько раз. Второй компьютер с Windows-95 располагался не в учебном классе, а в кабинете декана, он использовался для демонстрации диалога в процессе работы с электронной почтой, с телеконференциями и с голосовой связью. Разный уровень компьютерной подготовки, возраст и специальности обучаемых создавали определенные проблемы в подборе содержания курса. В группе были сотрудники вуза и студенты различных курсов и факультетов, в основном - студенты факультета иностранных языков. В результате курс получил ярко выраженную прикладную пользовательскую направленность, он состоит из приведенных ниже разделов, каждый из которых рассчитан на 4 часа занятий.

Предварительные сведения.
1. Основы Norton Commander. Работа с дисками, файлами, каталогами.
2. Использование модемов и программы Telemax. Виды модемов и их подключение к компьютеру. Прямая передача файлов программой Telemax. Протоколы связи.
3. Электронная почта UUPC. E-mail серверы, провайдеры и адреса. Кодировки текста. Установка пакета UUPC на компьютер. Работа с программами BMAIL и UUPC.
4. Основы работы с Windows-95. Приемы работы с мышью, окнами и пиктограммами. Запуск приложений. Установка модема. Прямая передача файлов программой Hiper Terminal. Установка TCP/IP-соединения с провайдером Internet.

Работа с Internet.
5. Броузер Internet Explorer. IP и доменные адреса, их вызов. Начальная страница. Переходы. Быстрые ссылки. Избранные страницы.
6. WWW-серверы. Примеры вызова. Понятие о языке HTML. Печать WWW-страниц и копирование их на локальный компьютер.
7. Gopher и FTP-серверы. Примеры вызова. Анонимные FTP-серверы. Работа с программой WS_FTP.
8. Почтовая программа Internet Mail. Ее настройка и работа с ней.
9. Программа телеконференций Internet News. Ее настройка и работа с ней. Нетикет.
10. Программа голосовой связи MS Net Meeting. Ее настройка и работа с ней.
11. Информационно-поисковые системы в Internet. Archie. Veronica. Yahoo! Excite. Alta Vista. Rambler. InterRussia. Dux.
12. Русские и международные ресурсы Internet. Знакомство и примеры практической работы со справочниками и различными службами Internet.

Программным продуктам MicroSoft отдано предпочтение из-за того, что они руссифицированы. Аналогичный курс можно было бы построить на основе программных продуктов Netscape. В принципе, в содержании данного курса выделено то общее, что нужно всем независимо от специализации. Для учета особенностей различных специализаций следует расширить раздел 12 различными примерами практической работы со справочниками и различными службами Internet. Студенты физико-математического направления должны помимо пользовательских навыков работы изучать хотя бы основы программирования в Internet (HTML, Visual Basic, Delphi, Visual J++).

The end