emissia.offline ART 524


МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург


МЕТОДИКА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПРИ ДИСТАНТНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Н.В.Макарова, д.п.н., профессор СПб Универ-та Экономики и Финансов
Н.Е.Соколов, аспирант каф. информатики и ВТ РГПУ

Современный уровень развития информационных технологий сделал возможным внедрение дистантной формы обучения, дающей учащемуся возможность не только в сжатые сроки получать учебный материал, но и возможность общения с педагогом для получения консультаций по пройденному материалу и при контроле полученных знаний. Кроме того дистантная форма обучения является таким видом индивидуальных занятий, который позволяет обучаемому самостоятельно выбирать темп изучения отдельных разделов или тем курса. При примене нии данной формы обучения особую важность приобретает качество тестирования, которое позволит не только оценить усвоение материала, но и четко выделить плохо усвоенные разделы, которые требуют повторной проработки. Таким образом тестовый контроль может п рименяться не только преподавателем для оценки знаний учащегося, но и самим учеником для самоконтроля в ходе изучения материала.

Для того, чтобы контроль был эффективен, он должен давать объективную интегральную оценку знаний при минимальных затратах времени. Полнота и объективность этой оценки определяют правильность принятия решения о возможности изучения нового материала или о необходимости повторного рассмотрения пройденного материала.

В настоящее время педагогами активно используются такие традиционные методы оценки знаний как зачеты, экзамены, коллоквиумы, самостоятельные и контрольные работы, завершающие каждый из пройденных разделов (тем). Такой подход требует существенных затрат в ремени, но не всегда дает адекватную оценку знаний, так как она зависит от опыта преподавателя и принципов, которыми он руководствуется при выставлении оценок, а также от таких объективных факторов, как невозможность уделить всем учащимся достаточно врем ени, несовершенство самих тестов и т.д.

Выходом из сложившейся ситуации может стать применение систем тестирования на базе современных компьютерных технологий. Формализованного подхода к созданию сценария тестов, дающих возможность получить полную интегральную оценку, не существует и, как прав ило, эта работа сводится к отбору некоторой совокупности вопросов с набором фиксированных ответов. Качество теста определяется подбором вопросов и, соответственно, объективность оценки, полученной при использовании такого теста, во многом зависит от опыт а преподавателя, составлявшего сценарий тестирования. Кроме того следует отметить высокую трудоемкость этой работы. Таким образом, разработка методики составления комплексных тестов для получения всесторонней оценки знаний учащихся является актуальной за дачей.

При создании тестов представляется перспективным применение методики оптимального планирования эксперимента, получившего широкое распространение в различных областях науки и техники и имеющего хорошо проработанный и проверенный математический аппарат. Та кой подход позволяет без потери информативности эксперимента (оценки) значительно сократить количество опытов (вопросов) за счет их более эффективного планирования. Применение тестов, разработанных с использованием упомянутой выше методики, позволяет про водить контроль знаний одновременно по нескольким пройденным темам без увеличения общего количества вопросов. Недостатком данной методики является то, что полученная на ее основе оценка показывает степень усвоения учащимся материала, но не позволяет лока лизовать слабо усвоенный материал, если таковой существует. Поэтому необходима разработка теста, дающего не только оценку, но и качественную характеристику знаний тестируемого. Для решения этой задачи целесообразно использовать логику, заложенную в принц ип работы экспертных систем, которые также часто называют системами искусственного интеллекта.

При оценке знаний построенной по принципу экспертной системы производится опрос обучаемого так, что каждый следующий вопрос зависит от ответа на предыдущий. Такой метод оценки знаний является методом адаптивной диагностики и может быть использован при ра зработке экспертно-обучающих (диагностирующих) комплексных тестов, которые обладают более высокой эффективностью контроля по сравнению с существующими в настоящее время за счет значительного сокращения числа вопросов, что позволяет снизить утомляемость и сократить время тестирования без понижения эффективности оценок.

Практически данный подход может быть использован при преподавании любой дисциплины, так как методология тестирования не ограничивается спецификой контролируемого предмета.

Литература:

[1] Макарова Н.В., Макаров В.М. Новая концепция проектирования компьютерных тестов контроля знаний студентов.//Известия Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. - 1996, - ╪1, с.133-145.
[2] Ермаков С.М., Жиглявский А.А. Математическая теория оптимального эксперимента. М.: Наука, 1987.
[3] Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Пер. с англ. - М.: Мир, 1981.
[4] Петрушин В.А. Экспертно-обучающие системы. Киев: Наукова Думка, 1992.

The end