emissia.offline ART 523


МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

Ю.К.Кузнецов, к.т.н., проф.кафедры прикладной математики РГПУ
Е.А.Снижко, аспирантка каф.информатики и ВТ РГПУ
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ



В настоящее время все более развиваются идеи и методы дистанционной формы обучения. Задачей первостепенной важности в связи с этим становится создание педагогических программных средств (ППС), ориентированных специально для использования их именно в дистанционном обучении. Это могут быть электронные учебники по различным курсам или разделам, программы-тренажеры, компьютерные контрольные работы. Но главным при их создании должен быть учет особенностей конкретного обучаемого, так как дистанционное обучение является сугубо индивидуальным.

Можно предложить следующую методику разработки ППС, учитывающую требования дистанционной формы обучения. Эта методика включает следующие моменты.

Во-первых, для осуществления гибкой адаптации ППС к текущему состоянию обучаемого необходимо использовать встроенную экспертную систему (ЭС). Для реализации этой цели необходимо разрабатывать ППС специфической структуры: интерфейс; модель курса; модель обучаемого; база данных обучающих воздействий; ЭС, реализующая стратегию обучения; блок модификации. Экспертная система используется в ППС как управляющий блок.

Во-вторых, корректировка процесса обучения осуществляется на основе моделей обучаемого и курса обучения. Можно предложить следующую структуру модели обучаемого: вектор индексов обучаемого, включающий такие показатели как уровень знаний и данные об эмоционально-психологическом состоянии ученика; понятийный тезаурус, включающий набор понятий, знаний, ум ений и навыков, которыми владеет ученик. Модель курса обучения должна строиться в соответствии с логической структурой предметной области. Она представляет собой дерево, отражающее логическую структуру курса, и понятийные тезаурусы разделов курса. Такое представление моделей курса и обучаемого отражает основные особенности процесса обучения и, кроме того, удобно с точки зрения машинной реализации - построенные таким образом модели курса и обучаемого могут быть реализованы в программном средстве с помощью баз данных.

В-третьих, необходимо использовать специальные процедуры корректировки процесса обучения. Эти процедуры направлены на достижение целей обучения с учетом особенностей обучаемого. Суть процедур корректировки заключается в оптимальном подборе обучающ его воздействия на каждом шаге обучения, отслеживании уровня знаний обучаемого и тенденции его состояний.

В-четвертых, для оценки эффективности обучения с помощью данного ППС должна использоваться система рейтингов уровня знаний обучаемого. Кроме того , при оценке эффективности используются данные об эмоционально-психологическом состоянии обучаемого, и на основе этих данных решается вопрос о целесообразности дальнейшего использования ППС, возможности его модификации или доработки. Методика использует критерий психологического эффекта, который может быть сформулирован следующим образом: обучение с испо льзованием данного ППС эффективно, если эмоционально-психологическое состояние обучаемого в ходе работы с программой не ухудшается.

Использование приведенной методики позволяет разрабатывать обучающие программы, учитывающие текущее состояние обучаемого, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику не только в смысле обеспечения индивидуального темпа работы, но и на основе гибкой адаптации программы к его индивидуальным особенностям.

Приведенная выше методика была разработана в ходе диссертационного исследования Е.А.Снижко под руководством Ю.К.Кузнецова по теме "Методика применения экспертных систем для корректировки процесса обучения и оценки эффективности ППС", экспериментально апробирована в учебном процессе.

На основе описанной методики был разработан компьютерный курс обучения языку Пролог, и отдельные фрагменты курса реализованы в виде ППС.

Мы считаем, что указанный курс может быть перенесен в базу знаний для дистанционного обучения. Доступ же к этому курсу может быть обеспечен через FTP-сервер.

The end