emissia.offline ART 522


МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

Е.В.Баранова, к.п.н., доцент кафедры информатики и ВТ РГПУ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология подготовки учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.

Одно из необходимых условий эффективного внедрения телекоммуникационных технологий в процесс обучения - использование богатейшего педагогического опыта, накопленного при традиционном обучении, с соответствующим его преобразованием, обусловленным требованиями новых применяемых средств.

Нас, в данном случае, интересует проблема разработки подходов и средств, которые позволили бы педагогу, профессионалу-предметнику, представить свои учебно-методические материалы в виде, пригодном для их эффективного включения в структуру дистанционного обучения. Эта проблема существовала и на предыдущем этапе развития компьютерных технологий обучения, когда в качестве основного средства компьютерного обучения рассматривалась автоматизированная обучающая система, реализованная, в лучшем случае, на лока льной сети. Создание предметно-ориентированной обучающей среды - очень трудоемкая работа, требующая больших затрат как на этапе подготовки учебных материалов, так и на этапе разработки соответствующего программного обеспечения. Новые инструментальные средства, предназначенные для обеспечения обмена информацией в глобальных сетях, и, в частности, гипермедиа редакторы, позволяют использовать более простые подходы. Рассмотрим простейшую структуру: педагог-предметник представляет свои учебно-методические материалы в виде набора текстовых или графических файлов с указанием их взаимосвязей и ссылками на внешние адреса, если таковые имеются. Представленный материал включает: лекции, практические задания, список литературы, список тем курсовых и дипломных работ, индексный файл ( "содержание") для быстрого перехода к необходимой лекции или практическому заданию, индексный файл понятий. Для представления связей удобно ис пользовать специальный инструментарий: различные редакторы, позволяющие наглядно представлять схемы, графы, сети. В том числе, можно использовать инструментарий объектно-ориентированного проектирования.

Лекционный материал состоит из набора лекций, лекция - из набора параграфов. Лекционный материал может быть представлен в виде текста, графических изображений, таблиц и т.д. В тексте лекции содержатся ссылки на:
* набор практических заданий, связанных с материалом лекции;
* элементы из списка литературы;
* дополнительный материал, содержащий углубленное рассмотрение вопросов, связанных с тематикой лекции;
* список контрольных вопросов по материалу лекции.

Кроме того, могут содержаться ссылки на виртуальные библиотеки, содержащие информацию по рассматриваемому вопросу, видео и звуковые материалы, электронные адреса специалистов, занимающихся данной проблемой, ссылки на разработанные программные средства и т.д.

Каждой лекции соответствует набор практических заданий. В рамках каждого задания должна быть решена некоторая задача. Способы представления задания и формы получения результата могут различаться в зависимости от типа учебного предмета и вида задания. В простейшем случае задание представляется в виде текстового или графического файла и имеется ввиду, что результат ( отчет ) также будет получен в виде текстового файла. Кроме того, может быть использована соответствующая обучающая программа или инструментальное средство, в среде которого предлагается выполнить работу (электронные таблицы, СУБД, различные пакеты). Каждый набор заданий содержит ссылки.

Результаты выполненных заданий средствами сетевых технологий могут пересылаться на центральный сервер ( центр дистанционного обучения ) или сохраняться на машине обучаемого для последующей пересылки. Список литературы содержит библиографические данные, при необходимости аннотацию, электронные адреса специалистов. Каждый элемент списка тем курсовых и дипломных работ содержит название темы, краткое описание цели, методов, инструментария, ссылки на элементы из списка литературы. Индексный файл содержит ссылки на все лекции и практические задания, обеспечивает быстрый переход к нужному элементу. Индексный файл понятий содержит перечень основных понятий и ссылки на параграфы лекций, в которых данные понятия рассматриваются. Методика работы с учебными гипертекстовыми средами предложенной структуры может быть различна, в зависимости от целей обучения, возрастных, индивидуальных особенностей обучаемых, и, наконец, технических и финансовых возможностей центра обучения. Наиболее рациональна, по-видимому, смешанная стратегия: самостоятельное изучение материала ( или под руководством методиста- консультанта ), ответы на контрольные вопросы, выполнение практических заданий и пересылка результатов в центр обучения.

Для подведения итогов обучения какому-либо разделу или для рассмотрения наиболее сложных вопросов может быть эффективна реализация режима on-line, при которым специалист-предметник ответит на сложные вопросы и проанализирует успехи обучаемых.

Для включения представленного учебно-методического материала в процесс дистанционного обучения необходимо его преобразовать в систему взаимосвязанных HTML-файлов. Это преобразование осуществляется с помощью несложных гипертекстовых редакторов.

Предлагаемый подход представляется эффективным на современном этапе реализации дистанционного обучения, т.к. :
* он позволит использовать богатейший учебный материал, накопленный педагогами-предметниками, и при этом не потребует от них больших временных затрат;
* может служить основой для практического исследования дидактических возможностей дистанционного обучения и поиска эффективных путей его реализации;
* может использоваться для подготовки учителей по различным специальностям к внедрению телекоммуникационных технологий в обучение.

Система рассмотренной структуры разрабатывается на кафедре ИВТ под руководством доцента Барановой Е.В. на материале пакета MS Office (Windows95, MS Word, MS Excel, MS Access).

The end