emissia.offline ART 518

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

E.И.Африна, канд.физ.-мат.наук, зав.каф. физики и информатики, гимназия 1567 Москвы
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЕЙ

Опыт использования телекоммуникаций в школьном учебном процессе начал формироваться на рубеже 80-90-х годов. В нашей гимназии имеется опыт использования телекоммуникаций при изучении физики, информатики, истории, биологии, естествознания и английского языка. Автор настоящей статьи в последние годы принимал участие в работе летних телекоммуникационных школ Омска и МАН Крыма.

Кафедра физики и информатики гимназии уже давно работает над вопросами, связанными с созданием интегрированных программ, позволяющих использовать возможности ПЭВМ и телекоммуникаций в преподавании некоторых предметов школьного курса. Несколько лет тому назад на кафедре были разработаны:

- интегрированный курс "Основы естественно-научных исследований" для 5-6-х классов (естествознание + информатика + технология), в котором широко используются телекоммуникации, а основной задачей является формирование навыков научно-исследовательской работы у младших школьников;
- курс, объединяющий физику, информатику и электронику (для 10-х и 11-х классов), при изучении которого основное внимание уделяется использованию ПЭВМ для проведения лабораторного и демонстрационного эксперимента.

Наш опыт сетевого общения с коллегами, обсуждение проблем, возникающих в учебной работе, показал огромные возможности компьютерных сетей для решения вопросов, связанных с переподготовкой учителей, работающих по новым, авторским курсам (в этой работе принимали участие: экспериментальная школа при педагогическом у ниверситете в Гонолуллу, 55 школа г.Барнаула, 14 школа г.Рязани, школа 106 г.Красноярска, школы 1129 и 731 г.Москвы).

В основе работы такой сетевой группы использовались принципы и техники обучения в сотрудничестве (collective learning).

Использование обычной электронной почты позволило нам осуществить методическую поддержку учителей экспериментальных школ, организовать работу модерируемой телеконференции ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ, в рамках которой учителя могли своевременно получить любую консульт ацию, обсудить все возникающие в ходе работы вопросы и проблемы. Учащиеся наших школ обменивались по электронной почте результатами проведенных исследований, участвовали в проведении телекоммуникационных конференций по темам "Давайте познакомимся", "Проращивание семян", "Чистый воздух", "Чистая вода", а также подготовили к изданию сборник исследовательских работ учащихся всех этих школ. На уроках информатики учащихся знакомили с телекоммуникационными сетями и с сетевыми услугами. Практическая работа проводилась в среде UUPC. Для каждого рабочего места был создан свой почтовый ящик и обеспечен доступ к файлу BMAIL. Каждый ученик мог создать файл с текстом пис ьма, используя BMAIL или любой внешний редактор, а затем отправить это письмо в почтовый ящик ROOT/UUPC. Реальная отправка писем осуществлялась только с учительской машины, но каждый ученик имел возможность познакомиться с реальным процессом отправки и получения писем на учительской машине.

В то же время регулярное сетевое общение с коллегами под руководством сетевого методиста-координатора показало, что постоянная организационная и методическая помощь способствует как освоению возможностей телекоммуникации педагогами, так и возникновению н овых идей.

Одновременно решается и достаточно широко обсуждаемая ныне проблема переподготовки учителей посредством сетевой работы. Результаты нашей работы в течение последних лет показывают, что компьютерная связь может быть весьма эффективно использована в работе сетевого методического объединения учителей.

Использование компьютерных сетей для методической работы дает не только преимущества в оперативности сообщения, но и способствует активизации профессионального общения учителей, расширяет опыт совместной работы, позволяет создать банк научно-педагогическ ой и методической информации, повысить инфоpмационной культуpу учителей и учащихся и т.д. В результате работы такого сетевого методического объединения, как показал наш опыт, формируется коллектив коллег-единомышленников, что также является очень важным результатом.

В настоящее время на базе накопленного в гимназии опыта ведется эксперимент по использованию возможностей компьютерной связи (и прежде всего, электронной почты) в работе окружных методобъединений учителей физики и информатики Западного административного округа столицы.

Наша школьная INTERNET-овская страничка размещена на WWW-сервере с адресом: http://www.accessnet.ru/lp/school1567 и на FTP-сервере с адресом: http://ftp.techno.ru/pub/school/Gum1567 .

С работами учащихся и учителей нашей гимназии можно познакомиться также на WWW-сервере Indiana University Center for Excellence in Education: www.bestpraceduc.org, а также на страничках SCHOOL NEWS японского www-сервера GAKKOS: www.gakkos.co

The end