emissia.offline ART 514

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
Готская И.Б., к.п.н., докторант каф. информатики и ВТ РГПУ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


С 1996 года в РГПУ им. А.И.Герцена на факультете социальных наук осуществляется подготовка инвалидов по различным заболеваниям по специальности <юриспруденция>. В нашем городе - это первый опыт целенаправленного обучения инвалидов различных возрастных групп с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), сердечно-сосудистой системы и онкологии. Проблемы, с которыми столкнулось руководство университета и факультета, весьма разнообразны от необходимости организации транспорта, специальных отдельных учебных помещений, системы питания и сопровождающих до тиражирования текстов лекций. Все эти услуги требуют привлечения дополнительных служащих и соответственно больших финансовых затрат именно на организацию учебного процесса.

Учитывая, что специфика деятельности большинства нынешних студентов будет связана с использованием НИТ, а также тот факт, что многие студенты имеют персональные компьютеры (около 70 %) или собираются их приобрести, вполне разумно было бы организовать дистанционную поддержку процесса обучения этой группы.
Дистанционная поддержка обучения позволила бы:
- решить ряд организационных проблем, связанных с транспортировкой, сопровождением, тиражированием лекций;
- снять элементы физического и психологического напряжения, возникающего в процессе традиционного обучения у физически нездоровых людей с очень разными диагнозами;
- индивидуализировать процесс обучения;
- организовать процесс обучения в привычном режиме и ритме.

На первом этапе, предлагаемая дистанционная поддержка обучения включает в себя:
- разработку компьютерных курсов лекций по большинству учебных дисциплин с их пересылкой по электронной почте;
- разработку системы заданий и упражнений;
- организацию индивидуальных консультаций в режиме on-line;
- обеспечение необходимыми ППСУН.

Традиционное обучение в этом случае может осуществляться 1 раз в неделю по системе установочных лекций и индивидуальных или групповых консультаций. Исключение составляет обучение лишь тем дисциплинам, которые требует обязательного проведения лабораторных занятий с использованием соответствующей материально- технической базы, например, <Правовая информатика и кибернетика> (имеются в виду лабораторные занятия в дисплейном классе для тех студентов, которые не владеют пользовательскими навыками работы на ПК). Лабораторные занятия в этом случае могут проводиться по системе <погружения> в учебный предмет.

Следующий этап предполагает разработку специальных компьютерных учебников и задачников с использованием возможностей мультимедиа и гипертекстовых технологий, а также организацию консультаций преподавателей в режиме on-line. Экспериментальная апробация комбинированного обучения, органично сочетающего традиционное и дистанционного обучения, позволила бы на практике отработать методики и технологии, которые впоследствии можно было бы использовать и в подготовке студентов по другим специальностям.

Естественным в сложившейся ситуации встает вопрос финансирования дистанционной поддержки обучения инвалидов. Учитывая, что в настоящее время учебный процесс финансируется из средств пенсионного фонда и мэрии, а также остроту проблемы в целом для города и страны, можно на первом этапе перераспределить отпускаемые средства с последующим выходом на соответствующие структуры власти с целью целенаправленного финансирования разработок в этом направлении. Известно, например, что проблема профессионального обучения инвалидов-детей с диагнозом ДЦП в Ленинградской области курируется Детским Фондом и лично Густовой В.Д., которая проявляет большой интерес ко всякого рода предложениям в этом направлении и оказывает финансовую помощь через спонсоров для реализации наиболее перспективных проектов.

The end