emissia.offline ART 510

МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97"
(Москва, ноябрь 1997)


(Секция С. Информационные технологии, телекоммуникации в управлении и обучении)

Шульженко А.Н., Корпорация <СофтЛайн>, Москва

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ВЕДУЩИХ СОФТВЕРНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


За годы работы Корпорации <СофтЛайн> на софтверном рынке накоплен интересный опыт работы с учебными заведениями, научными центрами по всей России. Это позволяет сделать некоторые полезные обобщения и предположения, связанные с продвижением информационных технологий в сферу образования.

Сегодня назрел вопрос о выработке новой образовательной доктрины, где были бы четко определены главные направления и приоритеты по воспитанию нового поколения. Сильное, развитое государство немыслимо строить, не заботясь о воспитании грамотных, квалифицированных специалистов в области высоких технологий. Этот потенциал в скором будущем определит положение России на полити- ческой карте мира, когда ядерное оружие перестанет быть единственным фактором сдерживания и влияния. В связи с этим важно отметить следующее: Информационные, компьютерные технологии с недавнего времени перестали быть прикладной, труднодоступной для понимания областью вычислительных процессов. Появление дружественных пользовательских интерфейсов компьютерных программ, интуитивно- понятный диалог с современной машиной, увеличение производительности при одновременном удешевлении компьютеров, а так же широкие коммуникационные возможности, - все это позволяет судить о скором превращении компьютерных технологий в базовый элемент практически любой области человеческой деятельности. Не должна остаться в стороне и Российская образовательная сфера, где наряду с внедрением компьютерных технологий в процесс внутри школьного документооборота, надо пересматривать сам стиль и качество преподавания информатики.

Несмотря на все сопутствующие сложности, процессы информатизации образования проходят достаточно интенсивно. Не требует доказательств и тот факт, что работа с фирменным лицензионным программным обеспечением для специалиста становится не только делом чести, но и залогом профессионального роста. С другой стороны, проблема финансирования образовательной сферы не позволяет сделать однозначные твердые шаги в сторону легализации имеющегося и вновь приобретаемого <софта>.

В таких условиях в некоторой степени устранить существующие противоречия помогают специальные цены, предлагаемые производителями программного обеспечения для академических организаций. В ряду таких фирм известные имена: Microsoft, IBM, Novell, Borland, Autodesk, Symantec, Adobe, Corel, MathSoft, Statsoft. В числе отечественных производителей - ПроМТ с системами машинного перевода и БИТ - с программами распознавания текстов. Скидки для образовательных организаций составляют в среднем 50-80 % по отношению к коммерческим ценам на программные продукты. При оформлении многопользовательских лицензий процент скидки максимален. Для приобретения программного обеспечения по льготным ценам от организации достаточно письма с гарантией не применять ПО в коммерческих целях. Для представителей учебных организаций - как для частных лиц достаточно копии удостоверения (студенческого билета, аспирантского или преподавательского удостоверения). Потенциальные выгоды от предлагаемых решений трудно переоценить.

Сделать лицензионное программное обеспечение еще более доступным - задача, решаемая общими усилиями. В планах корпорации организация круглых столов, конференций на которых встретятся ответственные государственные чиновники и представители крупных поставщиков компьютерного и программного обеспечения, есть надежда, что будут, наконец, определены четко работающие механизмы внедрения ИТ в образование, когда будут учтены и государственные и коммерческие интересы.

The end