emissia.offline ART 502


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Секция С. Информационные технологии, телекоммуникации в управлении и обучении)

Шевченко Е.В.
Краснозаводская средняя школа ╪8 Сергиево-Посадского района Московской области.

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА


Многие известные педагоги и психологи отмечают, что работа с личностными смыслами всех участников учебного процесса является узловым моментом при рассмотрении механизмов формирования познания и личности. Педагоги-практики так же признают, что управлять процессом обучения можно лишь тогда, когда все участники обучения осознанно принимают одну и ту же цель. Создание ценностно-смыслового и целевого единства в процессе обучения требует развернутой и осознанной работы и учителя, и участников.

Существует ряд условий, затрудняющих реальное преобразование и развитие педагогической работы со смысловой сферой участников учебного процесса. В концепции совместной продуктивной деятельности (С. П. Д.) подчеркнута необходимость конкретизации условий формирования целей деятельности, соотнесение целей преподавания и учения, выработки особого рода целеполагания соотносимых между собой целей: промежуточных и конечных. Рассматривая на примере изучения информатики, мы видим, как рутинные однообразные упражнения постепенно переходят во все более усложняющиеся и, к концу обучения, приобретают характер творческих, имеющих высокую ценность для учащихся.

Всю фазу введения в деятельность можно представить в виде четырех подструктур:
1) актуализация и соотнесение личностных позиций участников в отношении учебного предмета;
2) выявление профессионального смысла предмета и значения учебного предмета, соотнесение целей изучения данного предмета с кругом более широких, жизненно-важных смыслов;
3) предварительная поисково - интеллектуально - практическая деятельность при решении исходной творческой задачи, создание общего смыслового "поля" предстоящей деятельности;
4) совместное структурирование и планирование системы операционных смыслов и целей предстоящей деятельности.Дифференциация функций и ролей участников при совместном решении учебных задач.

В обучении указанного типа наблюдается перестройка позиции личности учащихся на протяжении всего периода обучения. Это выражается в изменении отношения к учебной деятельности, в появлении новых, значительно более широких установок, отличающихся от сугубо учебных. Учебный предмет (информатика) перестает играть закрепленную за ним роль. Он начинает оцениваться как средство становления личности учащихся.

The end