emissia.offline ART 500


МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО (РГПУ им. А.И.ГЕРЦЕНА) СЕМИНАРА
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
15 декабря 1997, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург


Ахаян А.А., к.ф.-м.н., докторант кафедpы информатики и ВТ РГПУ
Лаптев В.В., к.ф.-м.н., д.п.н., проректор по научной работе РГПУ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ И ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ ДИСТАНЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Провозглашение переориентации образования на самореализацию личности совпало в России во времени со стремительной информатизацией общества, резким и, в известной мере - спонтанным возрастанием использования компьютерных коммуникаций, появлением новых, дистанционных путей получения информации и знаний. Становится ясно, что задачу переориентации образования придется решать в нестационарных условиях трансформации общества из индустpиального в инфоpмационное. Это выдвигает в ряд неотложных задачу разработки теоретико-методических основ дистанционного сопровождения общего и профессионального педагогического образования.

Задача имеет и огромное социальное, народохозяйственное значение, поскольку направлена на устранение противоречия между возрастающей потребностью общества в объеме и разнообразии спектра образовательных услуг - с одной стороны, и невозможностью удовлетворения этих потребностей за счет традиционных форм обучения - с другой стороны.

Страны, занимающие передовые позиции в области развития обpазовательных телекоммyникаций, идут по пути создания так называемых Виртуальных (Открытых) Университетов. В России концепция развития Единой Федеральной Системы Дистанционного Образования (ДО) была утверждена в 1995 г. [1] и предусматривает развитие региональных и отраслевых подсистем ДО, а также - становление соответствующих этим подсистемам Учебных Центров.

В рамках Единой Системы ДО представляется необходимым создание Педагогической Отраслевой Системы ДО [2], охватывающей общеобразовательную школу, средние и высшие педагогические учебные учреждения. Cтановление центра этой подсистемы - Виртуального Педагогического Института [3] - видится сложным многоэтапным процессом, требующим системного подхода и тщательной концептуальной проработки в рамках долговременного исследования. Предполагается, что функция дистанционного обучения присутствует, но не исчерпывает спектра деятельности этого института (в отличие от "классического" Открытого Университета).

Программа исследования путей становления дистанционного сопровождения общего и профессионального педагогического образования, как видится сейчас, включает в себя:

1) организацию в РГПУ им. А.И.Герцена соответствующего научного направления и ежегодное проведение Северо-западной региональной межвузовской конференции "Актуальные проблемы дистанционного сопровождения общего и профессионального педагогического образования";
2) разработку концепции поэтапного становления Виртуального педагогического ВУЗа с использованием в качестве базы - Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена;
3) Проведение педагогического эксперимента по реализации концепции.

Представляется, что в развитой системе дистанционного сопровождения образования Виртуальный педагогический институт может выполнять функции:
а) сопровождения школьного образования в части:
- профориентации учащихся;
- дополнительного и факультативного образования учащихся;
- формирования глобального мышления у учащихся;
- общеобразовательной и методической поддержки учителя;
б) сопровождения высшего педагогического образования в части:
- дистанционного сопровождение заочной формы обучения в педвузе (впоследствие - дистанционного высшего педагогического образования) ;
- учебно-информационной поддержки очной формы обучения в педвузе;
в) сопровождения педагогической аспирантуры и докторантуры:
научно-информационной поддержки исследовательской деятельности (в первую очередь - в области психолого-педагогического цикла дисциплин).

В докладе дается оценка текущего состояния строительства Виртуального Педагогического Института на базе РГПУ им.А.И. Герцена, обсуждаются основные направления приложения усилий и ближайшие задачи по каждому из направлений.

Литература

[1] Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России// Постановление ГК РФ по ВО, 31.05.95, N6.
[2] А.А.Ахаян. О проектном предложении РГПУ им. А.И.Герцена в Федеральную программу развития единой системы дистанционного образования на 1996-99 гг. "СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАН ЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ" // edu@emissia.spb.su, GROUP emissia.offline, ART 154 (1996 г).
[3] А.А.Ахаян, Т.Р.Берлина. Проектирование Виртуального Педагогического Института и задачи научно-образовательного сервера EDU@EMISSIA Герценовского педагогического университета // Педагогическая информатика ╪ 2, 1997. // edu@emissia.spb.su, GROUP emissia.offline, ART 267, 268 (1996 г).

The end