emissia.offline ART 495


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Секция С. Информационные технологии, телекоммуникации в управлении и обучении)

Сидорова Т.Н.
школа ╪ 1126, г.Москва

СОЦИОЛОГИЯ И ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ


В работе социолога в школе выделяются два основных направления: преподавание в старших классах курса "социология" (наука об обществе) и научно-исследовательская деятельность. И в том, и в другом направлении проявляется взаимосвязь социологии с информатикой.

Изучение общественного мнения учащихся, их родителей, педагогов позволяет получить реальное представление о состоянии, в котором находится школа, о том, каково самочувствие учащихся в школе, насколько комфортно они себя чувствуют в ней, созданы ли достаточные условия для усвоения знаний школьниками, для формирования их личности, их нравственного развития.

Социологические опросы, проводимые в нашей школе среди учащихся, дают возможность выявить их интересы, потребности, социальные ориентации, определить уровни познавательной деятельности и социализации школьников, то-есть получить очень важные характеристики того "человеческого материала", с которым имеет дело учитель и школа в целом.

Пользуясь методологией и методикой социологического исследования, социолог может выявить проблемы школы, что позволяет своевремено скорректировать работу педагогического коллектива и администрации в нужном направлении, определить тенденции развития школы и перспективы ее развития. Наиболее распространенными методами социологического исследования в нашей школе являются анкетирование, интервьюирование и метод включенного наблюдения.

Возможности компьютерной обработки данных анкетирования позволяют проводить массовые опросы учащихся. В качестве примера можно привести математическую обработку данных исследования по теме: "Социальный портрет старшеклассника". Анкета состоит из 15-ти вопросов, часть из которых содержит большой набор вариантов ответов. Так, например, выглядит первый блок анкеты:
Вопрос: "Укажите, пожалуйста, что из перечисленного для Вас особенно нравится делать, доставляет удовольствие? Далее следуют варианты ответов:
1. 1. Смотреть телевизор
1. 2. Слушать музыку
1. 3. Заниматься учебой
1. 4. Читать книги
1. 5. Читать газеты, журналы
1. 6. Пробовать экзотические продукты и деликатесы
1. 7. Путешествовать
1. 8. Ходить в магазины за покупками
1. 9. Общаться с друзьями
1.10. Принимать гостей дома
1.11. Посещать музеи, выставки, театры, концерты
1.12. Посещать дискотеки, танцы
1.13. Наводить порядок в доме, создавать уют
1.14. Носить качественную, удобную одежду, обувь
1.15. Смотреть видеофильмы
1.16. Готовить пищу
1.17. Играть в компьютерные игры
1.18. "Крутиться", зарабатывать деньги
1.19. Просто отдыхать
1.20. Сытно поесть
1.21. Курить
1.22. Играть в карты
1.23. Сочинять стихи
1.24. Рисовать
1.25. Играть на музыкальных инструментах (каких)
1.26. Петь песни
1.27. Заниматься рыбалкой, охотой
1 28. Встречаться с любимым человеком
1.29. Гулять во дворе
1.30. Лежать на диване, спать
1.31. Заниматься спортом (каким)
1.32. Другое (напиши, что именно)
1.33. Затрудняюсь ответить

По программе MS-WORKS создается база данных, включающая все вопросы анкеты с вариантами ответов, определяются количественные характеристики в абсолютном и процентном исчислении. Для этого используются таблицы линейных распределений в виде статистических таблиц. Применяются также графики, диаграммы, позволяющие наглядно представить результаты социологического исследования.

На основе полученных данных проводится анализ материала, его обобщение, делаются выводы и выдаются рекомендации.

The end