emissia.offline ART 488


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Секция С. Информационные технологии, телекоммуникации в управлении и обучении)

Давыдов О.В., Топунов В.Л.
МПГУ, Москва

РОЛЬ УПК В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В настоящее время все более актуальной становится тема преподавания информационных технологий в системе народного образования. В решении этой задачи важное место должно отводиться учебно-производственным комбинатам (УПК), или учебно-воспитательным комплексам (УВК). Обучение в рамках УПК (УВК) дает возможность учащимся получить более прочные знания по сравнению со школьным курсом информатики, глубже осознать роль информационных технологий в современном обществе.

Особенностью УПК (УВК), с одной стороны, является то, что здесь можно осуществлять отбор учащихся, более подготовленных к восприятию и изучению соответствующих предметов, что позволяет в значительной степени избавиться от слабых и не заинтересованных в продолжении образования учеников. Действительно, на престижные специальности, связанные с информационные технологиями, желающих обучаться, как правило, больше, чем имеющихся мест, поэтому и возможен конкурсный отбор учащихся. С другой стороны, УПК (УВК) позволяет заполнить известный разрыв между школьным и университетским образованием, поскольку для продолжения образования в избранной области получение определенной специальности в УПК (УВК) может служить "мостиком" в вуз, облегчая поступление и обучение в нем. Для достижения этой цели УПК (УВК) должны готовить (используя современную терминологию) квалифицированных пользователей.

Поскольку в УПК одновременно занимаются учащиеся разных школ с различными уровнями подготовки по информатике, представляется необходимым включить в программу курса основные понятия школьного курса информатики, разумеется, в более подробном изложении. Практика также показывает недостаточность подготовки большинства учащихся и в области математики, частью которой, по нашему мнению, является информатика. Исходя из этого, считаем необходимым при изучении курса делать упор на логическую последовательность в решении задач на компьютере: формулировка задачи - постановка задачи - выбор алгоритма - выбор средств программирования (структуры данных, языка) - составление программы - отладка - счет.

Тем самым, содержание обучения в учебно-производственном комбинате по профилям, соответствующим информационным технологиям, должно включать следующие разделы: историю механизации вычислений; функциональную организацию ЭВМ, логические основы работы компьютера; понятия алгоритма, исполнителя, программы на алгоритмическом языке, а также методов разработки программ; понимание основ функционирования операционной системы и умение работать с оболочками операционных систем, знание организации файловых систем; знакомство с пакетами прикладных программ; изучение современных технологий работы с документами на примере мощных операционных систем, таких, как WINDOWS-95; представление о глобальных сетях и работе в них. Разумеется, теоретические занятия по указанным темам должны подкрепляться тщательно разработанным набором задач, отражающих используемые методы.

Такой подход будет решать основную задачу курсов информационных технологий в УПК (УВК) - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний об информационных технологиях, привитие навыков сознательного использования ЭВМ в учебной и затем в профессиональной деятельности.

The end