emissia.offline ART 485


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Секция С. Информационные технологии, телекоммуникации в управлении и обучении)

Вихрев В.В., Федосеев А.А.,
Филинов Е.Н., Христочевский С.А.
Институт Проблем Информатики РАН, Центр ECSMULTIMEDIA, г.Москва

КУРС "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"



Курс "Информационные технологии" предназначен для выпускного класса средней школы. Поэтому, с одной стороны, в нем предусмотрено знакомство с теми информационными технологиями, которые потребуются школьникам в самостоятельной жизни, а с другой - прилагаются сведения, необходимые школьникам для поступления в специализированный ВУЗ. Трудно добиться успеха в современном мире не владея понятиями "телекоммуникации", "мультимедиа", "проектная деятельность" и т. д. Именно эти понятия, а также базовые информационные технологии и вводятся в курсе одиннадцатого класса.

В первой главе школьникам дается представление об информационном мире, вводится понятие активной (электронной) информации, вводится понятие информационных технологий, объясняются способы получения информации с их помощью.

Вторая глава знакомит с некоторыми информационными технологиями. Сначала краткое представление операционных систем и оболочек. Затем авторы предлагают ознакомиться и получить навыки работы с экспертными системами, настольно-издательскими системами, технологией мультимедиа и электронными энциклопедиями (в том числе приобрести некоторые навыки навигации по электронным изданиям).

В третьей главе представлены сетевые технологии, особое внимание уделяется работе с электронной почтой. Даже если школа не является абонентом электронной сети, школьники приобретут навыки работы с телекоммуникационной программой и смогут послать и получить электронные письма с помощью даже одного компьютера.

Отдельная глава посвящена смежным вопросам информационных технологий: вопросы безопасности, авторского права, выбора программно-аппаратной системы. В современном мире информация является дорогостоящей продукцией, и школьники должны обладать хотя бы минимальными знаниями об интеллектуальной собственности, понимать проблемы, связанные с незаконным копированием программных средств, хотя бы косвенно оценивать затраты на развитие средств информационных технологий. Особое внимание авторы уделяют проектированию информационной деятельности.

Ранее в школах не учили планировать практическую деятельность, однако в повседневной деятельности это качество является необходимым. В этой связи около трети учебного времени отводится для освоения метода проектов. Курс сопровождается некоторым набором программных средств (оболочка экспертной системы, учебная издательская система, программа электронной почты, мультимедийный путеводитель по Кремлю), который функционирует на минимальном наборе аппаратных средств. Для его работы достаточно иметь компьютер, у которого есть только накопитель на гибких дисках (без винчестера).

The end