emissia.offline ART 451


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Секция С. Информационные технологии, телекоммуникации в управлении и обучении)

Рузанова Н.С., проректор Петрозаводского ГУ, директор РЦ НИТ
Запольская Л.С., вед. специалист РЦ НИТ Петрозаводского ГУ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРЕЛИИ


В условиях Карелии, где населенные пункты значительно удалены от центра, в котором сосредоточены учебные заведения, дающие профессиональное образование, где отсутствуют развитые транспортные средства для решения проблем обеспечения высокого качества среднего образования, равного доступа к высшему образованию и своевременной профессиональной подготовки внедрение информационных технологий на всех уровнях непрерывного образования приобретает важнейшее значение.

Создание и развитие научно-образовательного пространства республики предполагает:
- создание региональной научно-образовательной телекоммуникационной сети;
- формирование единых информационных образовательных ресурсов;
- разработку и внедрение новых форм и методов использования информационных технологий с обеспечением преемственности по уровням образования;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие элементов разных уровней научно-образовательной среды.

Работы по созданию информационной сети образования, науки и культуры Республики Карелия как сегмента национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и образования России RUNNet ведутся в соответствии с Программой "Информатизация Республики Карелия". Ядром научно-образовательной сети является корпоративная сеть ПетрГУ, объединяющая только в главном корпусе более 200 рабочих мест, имеющая около 650 абонентов, с отработанной технологией внутривузовского использования электронной почты, телеконфеpенций, электpонной доски объявлений, а также удаленного on-line доступа к информационным ресурсам Internet.

На сегодняшний день к телекоммуникационному узлу ПетрГУ подключены более 50 учреждений республики. По выделенным каналам - Карельский научный центр РАН, Национальная библиотека РК, Коткозерская экспериментальная школа-комплекс, по коммутируемым - Карельский государственный педагогический университет, Министерство образования РК, институт повышения квалификации работников образования, городское управление образования, 16 школ Петрозаводска и республики, среди которых Университетский лицей, школа-лицей ^n 40, лицей ^n 1, школы ^n 5, 9, 17, 36, 48, а также другие образовательные и научные учреждения.

Работы по информационному наполнению сети ведутся совместными усилиями творческих коллективов различных уровней образования. Разработаны педагогические программные средства, в том числе и на базе мультимедиа технологий, для внедрения ИТ в различные предметные области. В школах Карелии используется разработанное Центром пpогpаммное обеспечение для школьных курсов по русскому языку, географии, ботанике и др.

Характерной особенностью создаваемых РЦ НИТ ПетрГУ обучающих средств, является их многоцелевое назначение: для научных исследований и обучения студентов вузов (полная версия) и для довузовского образования (версия, адаптированная к школьным формам обучения). К таким разработкам относятся базы данных "Растительный мир Карелии" - "Ботаника в средней школе", программно-методическое обеспечение курса "Введение в ГИС" - "Рабочая тетрадь по географии Карелии".

Создание программного обеспечения для дистанционной поддержки обучения, необходимой районам Карелии для решения проблем, связанных с получением образования, является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы Центра НИТ. Разрабатываются курсы по физике в помощь абитуриентам, а также по сельскохозяйственным машинам для использования в профессиональном образовании и послевузовской переподготовке. Web-конкорданс произведений Ф.М. Достоевского кроме научных исследований может быть использован и для обучения филологов.

Доступ к информационным ресурсам, формируемым на региональном уровне, а также к имеющимся в Internet, открывает широкие возможности для получения образования на территории Карелии, делая обучаемых намного менее зависимыми от удаленности от центральных библиотек, свежих научных и профессиональных газет и журналов, от невозможности своевременного ознакомления с новыми методами и формами обучения.

Телекоммуникации и применение новейших информационных технологий оказывают существенное влияние не только на появление новых форм и методов обучения, но и меняют образовательную среду в целом. Создаваемое единое научно-образовательное пространство республики позволит на качественно новом уровне обеспечить преемственность в подготовке специалистов, владеющих современными информационными технологиями, на всех уровнях образования Карелии.

The end