emissia.offline ART 438


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Пленарное заседание)

Черемных С.В.
профессор МГАПИ, председатель Экспертного совета по информатике и информационным технологиям. Изд-во "Финансы и статистика", Москва.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В 60-е годы мы были свидетелями жарких споров о соотношении "чистой" и "прикладной" математики, - что считать первой, а что - второй. Тогда же родился афоризм: " Математика не делится на чистую и прикладную - она может быть либо плохой, либо хорошей". Образование по большому счету тоже сложно делить, например, по популярному принципу: ясельного, дошкольного, школьного, вузовского и прочее. Оно может быть либо хорошим, либо плохим и в рамках возраста и вне его. Научно-методическая литература призвана обеспечивать этот самый лучший уровень. В терминах информатики это означает, что инструментарий должен быть новейшим и предлагаться форме, которая с относительной легкостью и большой эффективностью была бы использована пользователями всех возрастов для решения присущих этому возрасту и положению в обществе задач.

Таким образом, возрастной ценз пользователя нельзя не учитывать. Но вот в чем? По нашему мнению, прежде всего, - в части характера и сложности проблем, понятных и актуальных для обсуждаемого возрастного среза, но не в попытках упрощения технологии использования новейшего инструментария в области информационных технологий.

В настоящее время мы остро нуждаемся в расширении тематики решаемых на основе новейших информационных технологий задач, отдавая предпочтение обсуждению проблемных вопросов экономики, техники, математики и физики, а не изложению деталей самого инструментария, даже если речь идет в принципе о важных переложениях их для российских условий. К этому подталкивает даже беглый взгляд на структуру книжных развалов, где можно видеть книги, все многообразие собственно инструментария информационных технологий.

Перенесение акцента издательской политики на изучение самой проблемы, а не на детали инструмента ее решения, хотя бы и новейшего, и составляет главное в нынешней деятельности Редакции информатики и информационных технологий издательства. Отбор работ базируется на опыте уважаемых членов экспертного совета редакции в области науки и высшего образования, а также на изучении опыта преподавания информатики в школах различного уровня, от элитного Лицея информационных технологий до всякого рода колледжей и школ.

В докладе представлены с соответствующим обоснованием основные направления изданий, реализуемых в соответствии с высказанной точкой зрения: Учебная литература. Здесь надо упомянуть прежде всего только что вышедший и не имеющий аналогов двухтомник "Информатика", т. 1 - учебник, т. 2 практика. под редакцией проф. Макаровой Н. В. - он может быть использован на многих уровнях обучения.

С 1993г. выходит серия "Диалог с компьютером", которая знакомит старшеклассников, лицеистов и первокурсников вузов с новейшими достижениями в области информатики и информационных технологий. Одна из книг этой серии заслуживает, несомненно, особого внимания. Речь идет о книге " Лицей информационных технологий", где авторами изложена не столько "биография" заведения, сколько концепция специализированного и глубоко профессионального образования в обсуждаемой области, где все предметы преподаются именно с использованием новейших информационных технологий.

В этом году "заложена" серия " Прикладные информационные технологии". Книги этой серии, по нашему мнению, должны представлять широкий диапазон актуальных ныне задач - от сложнейшей и одновременно очень важной проблемы проектирования информационных систем (книга " CASE - технологии) до учебных экономических задач экономической теoрии, доступных вполне и школьникам.

Издательство "Финансы и статистика", имея большой и продуктивный опыт издания учебников, учебных пособий для вузов, справочников и практических руководств для всех категорий пользователей в области информатики и использования вычислительной техники в данный момент тем более заинтересовано в контактах с учителями, преподавателями и научными работниками в качестве авторов, экспертов для повышения эффективности своей деятельности в части поддержки процесса интеграции образования на всех уровнях.

В подготовке материалов доклада участвовали ведущие редакторы Редакции литературы по информатике и информационным технологиям изд-ва "Финансы и статистика" Л. Д. Григорьева и Л. А. Табакова.

The end