emissia.offline ART 437


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Пленарное заседание)

Роберт И.В.
зам. директора Института Информатизации Образования Российской Академии образования.

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


I. Общество этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характеризует процесс активного использования информации в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной среды или "сетевого пространства", позволяющей формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации. В 90-е годы интенсивное развитие всемирной информационной среды значительно расширяет сферу применения информационных ресурсов, позволяя обеспечивать доступ к информации без ограничения по объему и скорости, а также обращение к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации, в том числе и учебной. Это способствует обучению и воспитанию подрастающего поколения, открытого к интеллектуальному планетарному общению в информационном демократическом социуме.

II. Реализaции возможностей современных технологий информационного взаимодействия (малтимедиа, "виртуальная реальность") расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. При этом происходит изменение критериев отбора содержания учебного материала - они основываются на необходимости интенсификации интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося - формирования умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать знания, осуществлять "микрооткрытия" в процессе изучения закономерностей, использовать современные информационные технологии в качестве инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир. Это становится возможным на основе приобщения обучающегося к современным методам продуцирования, обработки, хранения, передачи и транслирования информации, представленной в любой форме, в том числе и в аудиовизуальном виде.

III. Вышеперечисленное инициирует переход от авторитарных, иллюстративно- объяснительных методов обучения и механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными методами представления и извлечения знания, современными технологиями информационного взаимодействия с моделями объектов, процессов, явлений, представленных в предметных средах, и их имитациями. Таким образом, применение информационных и коммуникационных технологий инициирует развитие прогрессивных тенденций совершенствования образования, что, в свою очередь, определяет направления реформирования системы образования в связи с активно развивающимся процессом информатизации образования.

Перечислим основные из этих направлений:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучающегося в современных условиях информацизации и массовой глобальной коммуникации современного общества;

- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно- учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации, пользуясь современными методами и средствами инфор- мационного взаимодействия и коммуникации;

- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

- создание единого информационного образовательного пространства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход как в процессе обучения, воспитания так и в процессе информационного взаимодействия, дифференцированного по профессиональным интересам и предпочтениям;

- самообразование, в частности, повышение квалификации при использовании инфраструктур информационных магистралей;

- создание и использование компьютерных психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.

IV. Применение средств информатизации и коммуникации влечет за собой изменения как в области технических решений оборудования современного учебного процесса, так и психолого-педагогических, физиолого- гигиенических и технологических аспектов образовательного процесса. Остановимся на характеристике перспективных направлений исследований в области реформирования образования в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

1. Теоретико-методологические проблемы и прогностические аспекты развития педагогической науки и информатизации образования в связи с внедрением современных информационных технологий в условиях функционирования всемирной информационной среды. Решение проблем данного направления предполагает выявление основных тенденций развития педагогической науки в условиях информатизации и массовой глобальной коммуникации современного общества, а также совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучающегося на базе использования возможностей новейших средств информационного взаимодействия (малтимедиа, "виртуальная реальность", телекоммуникации).

2. Совершенствование образовательных технологий на базе современных средств информатизации и коммуникации. Это направление предполагает создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно- учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации, пользуясь современными методами и средствами информационного взаимодействия и коммуникации.

3. Развитие научной базы информатизации образования. Это направление предполагает исследование философских аспектов информатики, решение проблем фундаментального образования в области теоретической информатики, разработку методов оценки уровня информатизации образования, осуществление подготовки специалистов высшей квалификации в области информатизации образования.

4. Психологические и физиолого-гигиенические аспекты информатизации образования. Разработка психолого-педагогической поддержки применения современных информационных технологий в образовании предполагает создание и использование компьютерных психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний. Исследование вопросов экологии компьютерных и информационных технологий предполагает разработку психологических и физиолого- гигиенических аспектов профилактики нарушения здоровья, в том числе показателей жизнедеятельности организма, в связи с применением в учебно- воспитательном процессе средств информатизации и коммуникации.

5. Педагогико-эргономические условия эффективного применения средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие процесса информатизации образования. Актуальность этих задач обусловлена тем, что в силу сложившейся в настоящее время в стране практики использования кабинетов информатики в образовательных учреждениях зачастую применяется некачественная техника, вредная здоровью или с усеченными программно-техническими возможностями. В связи с этим возникает необходимость сертифицирования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации, применяемых в образовательных целях. Последнее определяет необходимость разработки педагогико- эргономических требований к электронно-вычислительной технике и средствам информационных и коммуникационных технологий, на основе которых осуществляется их отбор.

6. Разработка модели интегрированной учебно-методической среды информатизации образования на основе единого информационного образовательного пространства. В рамках этого направления исследуются условия создания единого информационного образовательного пространства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход как в процессе обучения, воспитания так и в процессе информационного взаимодействия, дифференцированного по профессиональным интересам и предпочтениям. Исследуются возможности комплексирования распределенной сети учебно-методических центров различного уровня на основе создания единого информационного образовательного пространства на базе локальных и глобальных информационных сетей. Это позволит осу- ществлять дистантно подготовку преподавателей и методистов, доступ к информации библиотек, телестудий, базам данных, а также непосредственное информационное взаимодействие между учителями, методистами, профессионалами в конкретных предметных областях.

7. Развитие содержания и методики базового и профильного обучения информатике в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В рамках этого направления разрабатываются научно-педагогические основы развития методической системы обучения информатике в об- щеобразовательной школе и педвузе в условиях многопрофильной дифференциации образования. Это направление предполагает также разработку научно-педагогических основ совершенствования базовой компоненты курса информатики в системе профессионального образования в зависимости от профиля будущей деятельности специалиста.

8. Формирование содержания и программно-методического обеспечения процесса самообразования в области использования возможностей современных информационных и коммуникационных технологий. Это направление исследований предполагает создание научно-методической базы самообразования в области использования возможностей современных средств информатизации и коммуникации и повышение квалификации при использовании инфраструктур информационных магистралей (в частности, на базе дистантного образования, в условиях использования комплекта до- машней ПЭВМ).

9. Совершенствование банков научно-педагогической информации на базе современных информационных и коммуникационных технологий. В связи с развитием информационных супермагистралей необходимо исследование возможностей информационных сетей с целью обеспечения технологии доступа различных категорий пользователей к массивам банка научно- педагогической информации в рамках единого информационного образова- тельного пространства России. Перспективой исследований является создание условий для информационной и библиотечно-библиографической поддержки различных категорий специалистов в области педагогической науки и практики посредством теледоступа к массивам научно- педагогической информации, способствующих развитию и совершенствованию информационной инфраструктуры образовательного пространства, а также ведение банков данных научно-педагогической информации по проблемам информатизации образования.

10. Информационные и коммуникационные технологии в управлении образованием. Это направление исследований предполагает разработку теоретических основ совершенствования механизмов управления системой образования на основе автоматизированных банков данных научно- педагогической информации и телекоммуникационных сетей; разработку технологических основ автоматизации процессов информационно- методического обеспечения учебного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на базе использования возможностей средств информатизации и коммуникации, а также разработку методики их применения.

11. Телекомунникации в системе непрерывного образования. Данное направление предполагает разработку теоретических и технологических основ, создания научной базы применения телекоммуникационных технологий в образовании, а также научно-организационных аспектов создания модели глобальной системы непрерывного образования для всех и каждого на базе сетевых технологий. Помимо этого, предполагается методическая организация дистантного обучения (в любом из существующих ныне режимов работы в глобальных сетях) с привлечением современных учебных средств, реализованных на базе технологии малтимедиа, при обеспечении как обучаемому, так и обучающемуся доступа к учебно-методической и научно-педагогической информации.

12. Разработка содержания, инструментальных средств и методики базового и профильного обучения в области компьютерной графики в системе общего образования. Данное направление исследований предполагает разработку содержания и методики многоуровневой графической подготовки как фундаментального элемента современного общего среднего образования, а также создание инструментальных средств интерактивного взаимодействия, ориентированных на развитие способности одновременного восприятия вербальной и визуальной информации в условиях ограниченного времени с применением средств компьютерной графики.

The end