emissia.offline ART 428


МАТЕРИАЛЫ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 97" (Москва, ноябрь 1997)

(Пленарное заседание)

Смольникова И.А.,
к.ф.-м.н., доц., гл.спец. отдела информатизации Управления НИР, Минобразование России, Москва

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗА 1997 ГОД


В связи с объединением в конце прошлого года Министерство разрабатывает реформу образования, а отдел информатизации в соответствии с приказом от 9.7.97 ╪1472 до конца 1997 года - единую концепцию информатизации общего и профессионального образования России на основании концепции информатизации высшего [1], общего и педагогического [2] образования с учетом региональных программ, например, [3] ([1]-[3] выставлены для ознакомления на сервере БГПУ, e-mail: ksd@bgpu.altai.su.). Ответственный - зам. директора ГосНИИ СИ Кузубов В.Н., тел. (095) 237-66-84, e-mail: postmaster@risint.msk.su.

Минобразование России осуществляет комплексную научную поддержку развития и использования новых информационных технологий в образовании. Направления финансирования и экспертизу работ проводит научно-технический совет, деятельность которого упорядочена приказом ╪ 922 от 16.5.97. Отделение по общему (и педагогическому) образованию возглавляет директор ИНИНФО Ваграменко Я.А., тел. (095) 928-87-14, e-mail: master@infedu.msk.su. Основные направления по информатизации реализуются по приказу ╪270 и указанию ╪91-19 от 26.2.97 в виде выполнения межвузовской научно-технической программы "Информационные технологии". Отдел информатизации курирует 5 подпрограмм (в скобках указаны головные организации): "Перспективные информационные технологии в высшей школе" (директор РосНИИ ИС Кривошеев А.О., тел. (095) 284-44-13, Web-сервер: www.riis.ru), "Информационные сети высшей школы" (директор ВузТелекомЦентрa Васильев В.Н., тел. (812) 233-89-29, e-mail: xse@run.net), "Информатизация высшего образования" и "Развитие системы общего и профессионального образования на основе современных информационных технологий и региональных ресурсов (Региональная информатизация)" (Центр информатизации Минобразования - зам. директора Ижванов Ю.Л., тел. (095) 932- 20-90, e-mail: yli@informika.ru).

Последняя ориентирована на потребности учебных заведений всех звеньев системы образования, через нее Министерство координирует свои работы в области информатизации образования на местах и будет осуществлять реализацию концепции информатизации образования регионов с помощью широкой сети региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий. Конкурсный отбор прошли 90 РЦИ и ЦНИТ на базе классических или технических университетов (список с указанием их электронных адресов издан в приложении к предыдущей конференции ИТО-97). Планируется дополнение сети за счет специализированных педагогических ЦНИТ на базе педагогических университетов и РИПКРО (все институты федерального подчинения). Там же издан список отделений и филиалов ИНИНФО, специализирующихся на информатизации педагогического и среднего образования, а также адреса пединститутов, ИПК, органов управления образованием, техникумов. Учреждения образования должны строить свои региональные сети на базе уже созданных центров информатизации образования с использованием межрегиональных образовательных сетей RUNNET (исп. директор ВузТелекомЦентрa Хоружников С. Э.- см. выше), RELARN (зам. директора РосНИИ РОС Лесников А.Д., тел. (095) 192-91-79) и других.

Активно работают образовательные телекоммуникационные сети в Барнауле, Москве, Новосибирске, Переяславле-Залесском, Самаре, Санкт-Петербурге, в Воронежской, Красноярской и Пермской областях, в республике Карелия и других регионах.

Для работы единого информационного образовательного пространства должны соблюдаться принципы:
системное построение: минимальная функциональная и уровневая полнота, иерархия (управление и специализация), кооперация, гетерогенность (наука и образование), открытость для смежников и для иностранных партнеров;
гуманизация: образовательно-воспитательная направленность, доступность ученикам, преподавателям и руководителям, удобство использования для начинающих и специалистов, оперативность и достоверность, обмен информацией;
прогрессивность: оптимизация маршрутизации, зеркалирование часто используемой информации, интеллектуальность поиска, расширение содержания, развитие средств, возможность образовательного, профессионального, культурного, научного роста респондентов;
релевантность: контроль за состоянием, обновление, полнота информации; надежность: дублирование информационных массивов, интеграция разнородных сетей и носителей, непрерывность функционирования.

Идет постоянное наращивание мощностей отечественных сервисных систем информационных ресурсов, доступных для интерактивного доступа. В рамках совместной с Госкомитетом по науке и технологиям и Институтом "Открытое общество" Межведомственной программы "Создание национальной сети компьютерых телекоммуникаций для науки и высшей школы" 11 классических госуниверситетов уже получили и 21 вскоре получат высокоскоростной доступ в Интернет. Их список также опубликован в приложении ИТО-97. Школы и другие образовательные учреждения также находят возможности и подключаются к Интернет.

По Приказу ╪4 от 5.1.97 наряду с ТВ-информ нормативную документацию, приказы и инструктивные письма рассылает по электронной почте в подведомственные учреждения файл-сервер Министерства на базе центра информатизации, e-mail: ksk@informika.ru. Создан и функционирует официальный Web-сервер Министерства, http://www.informika.ru, на котором летом появился раздел "Школьные странички". Посетить его может каждый имеющий доступ в Internet.

Разнообразно наполнение образовательного информационного пространства. Систематически работает банк педагогических данных (Пермская область), педагогические сервера РГПУ (Санкт-Петербург), Барнаульском ПУ и др. В этом году прошли телекоммуникационные олимпиады (Переяславль-Залесский, Ярославль и др.), конференции (Воронежсий ПУ и др.), выпущены электронные версии журналов (Педагогическая информатика, 1997, 3 и др.), электронная презентация научных отчетов в области педагогики в Internet (Барнаул ПУ). Актуально создание распределеннызх банков данных тестирования знаний выпускников, научно-педагогических кадров и изданию учебно-методической литературы.

Так как финансирование отдано на места (округа и районы), то основные функции Минобразования состоят в разработке требований и стандартов на типовое аппаратное, программное и информационное обеспечение, на содержание федерального компонента образовательной области "Информатика" во всех звеньях системы образования, экспертизу универсального технического и программного обеспечения учебного назначения, правовое обеспечение дистанционного обучения, подготовку и переподготвку руководящих кадров и специалистов по информатизации, а также координацию действий всех подведомственных и смежных учреждений.

На очереди стоят задачи федерального уровня:
* определение разделов и структуры хранилищ образовательной информации, назначение ответственных;
* разработка механизмов взаимодействия;
* выбор технических и программных средств, форматов хранимых данных;
* указание квалификационных требований системных администраторов и изыскание возможностей повышения оплаты их труда;
* подготовка соответствующих специалистов.

Проблему информатизации образования регионов необходимо решать комплексно:
* научно обоснованное определение исходного состояния процесса информатизации образования региона;
* организационная согласованность и преодоление ведомственной разобщенности, привлечение различных средств;
* управление процессом на основе программно-целевого подхода, предусматривающим этапность (шаги) в реализации задач информатизации образования региона;
* кооперацию заинтересованных в проблеме информатизации образования региона лиц (ученых, работников региональных органов управления образованием, педагогов- практиков);
* изменение традиционных взглядов на процесс информатизации образования только как на автоматизацию рабочих мест.

Пример реализации Региональной программы информатизации образования см. в [3].

О состоянии дел по указанным направлениям будут сделаны доклады представителей соответствующих учреждений.

ЛИТЕРАТУРА
1. Концепции информатизации сферы образования (1-я редакция) - Гос НИИ СИ, Минобразование России, 1997, 37 с.
2. Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. Материалы к концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование) - ж. Педагогическая информатика, 1997, ╪3, с.67-84.
3. Сапожников А.П., Скрипов А.Г., Ташлыков А.Н., Стадник Н.М., Хеннер Е.К. Разработка комплексной инновационной системы научного, методологического, информационного, технологического, организационного обеспечения единого регионального информационного образовательного пространства и внедрение ее в Пермской области. // Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1997 год. - Пермь, 1997.

The end