emissia.offline ART 190


Доклады, предложенные РГПУ им.А.И.Герцена
для включения в программу
ПЯТОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МЕЖДУНАPОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА - 96"

А.А.Ахаян, Т.Р.Берлина
Россия, Санкт-Петербург, РГПУ им.А.И.Герцена

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Федеральная целевая программа "Развитие единой системы дистанционного образования (ДО) в Российской Федерации", будучи комплексной, предусматривает разработку программ создания и развития подсистем ДО - как региональных, так и отраслевых.

Подсистема ДО, охватывающая общеобразовательную среднюю школу и высшие педагогические учреждения имеет, на наш взгляд, определенную специфику аудитории и решаемых задач, что отличает ее от смежных - "университетской" и "политехнической" подсистем ДО. Выделение этой подсистемы (которую мы называем "отраслевой педагогической подсистемой единой федеральной системы ДО"), очевидно, требует разработки соответствующей программы ее развития.

Оптимальная программа развития той или иной подсистемы ДО представляет собой целесообразную последовательность действий, составленную с учетом как стратегической цели, так и начальных (или текущих) условий ее достижения, таких как: текущая степень подготовленности аудитории, ее техническая оснащенность, степень неформальной заинтересованности участников формируемой системы в ее реальном использовании, экономические условия, в которых находятся участники строительства и т.д.

Ни в коей мере не умаляя значимости работ по разработке конкретных приложений в области ДО, мы в то же время убеждены, что такой подход к проблеме развития дистанционного обучения в педагогической подсистеме ДО, при котором внимание концентрируется на дистанционных формах обучения ученика (студента), "поверх", "мимо" не подготовленного к телекоммуникационному общению массового учителя-предметника (преподавателя педвуза), - такой подход врядли сможет быть понят и поддержан школьным учителем, преподавателем педвуза и встретит в процессе реализации немалые трудности.

По нашему мнению, для обеспечения системности при строительстве педагогической подсистемы ДО, необходимо на первом этапе обеспечить так называемую широкомасштабную дистанционную образовательную поддержку с целью формирования широкого слоя учителей и преподавателей педвузов, обладающих телекоммуникационной культурой общения и навыками самообразования с использованием компьютерных телекоммуникаций. Адресат такой образовательной поддержки - ученый и преподаватель педвуза, аспирант, слушатель магистратуры, директор и учитель школы. В зависимости от адресата, содержание поддержки может (и должно) быть весьма разнообразным, главное - чтобы участникам формируемого образовательного пространства были бы понятны и близки цели его формирования.

Источником дистанционной образовательной поддержки может служить мощный в интеллектуальном отношении педагогический университет, сознательно проводящий внутреннюю программу ускоренного (опережающего средний по отрасли темп) развития телекоммуникационной культуры ученых, преподавателей и выпускников магистратуры данного университета.

Функцию разработки и последовательной реализации этой внутриуниверситетской программы, а вместе с ней - и внешней дистанционной образовательной поддержки - может выполнять соответствующая экспериментально-аналитическая группа, в которой физико-технический потенциал сочетается с психолого-педагогическим, а так-же - с опытом персонального обучающего дистанционного общения, и, что немаловажно - с известной финансово-экономической самостоятельностью группы.

В докладе приводится программа, иструментарий и текущие результаты деятельности экспериментально-аналитической группы "Эмиссия" (сотрудники РГПУ им.А.И.Герцена) по реализации дистанционной образовательной поддержки на федеральном уровне с использованием ресурсов РГПУ им.А.И.Герцена на первом этапе становления педагогической отраслевой подсистемы ДО.

The end