emissia.offline ART 178


ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш

ШКОЛА ФРЕНЕ

#19 Педагогика Френе (Окончание. Начало - art: 136, 141, 147, 153, 174)

Школы Френе приобрели известность, в первую очередь, благодаря использованию в них печатного станка и других печатных технологий: оттисков, шаблонов, трафаретной печати, печатных машинок, вяльцев.

Для чего все эти технологии?
- С их помощью можно давать выражение собственным интересам;
- Так можно распространять свои мысли и чувства;
- Таким образом развивается способность к дизайну;
- Так приходит понимание того, что напечатанное не является святым.

Кроме печатных технологий в школах Френе используются многие другие средства обучения. Уже в тридцатые годы здесь применялись кино- и фотоаппаратура, пишущая машинка, граммофон, радио и магнитофон. Поэтому для многих сторонников движения Френе работа с видеоаппаратурой, компьютером, "Интернетом", электронной почтой и другими современными средствами коммуникации является естественным продолжением концепции Френе: подчинения современных средств интересам учащихся и использования их для выполнения коммуникативной функции.

Также уже в тридцатые годы по достоинству была оценена роль центра документации, организуемого учащимися для учащихся. Они сами делали книжки, оформляли кассеты, записывали песни, проводили викторины и т.п. Такой материал, созданный самими учащимися, быстро пробуждает любознательность и является легко доступным.

В рамках движения Френе специальные творческие группы работают в различных областях над созданием учебных средств, например, книг и рабочих карточек. Основной работы по-прежнему служит практический опыт.

#20 Уровень школьного учреждения

КОЛЛЕКТИВ

"Учителя, вместе работающие в одной школе, еще не являются реальным коллективом. Безусловно, они обмениваются данными и могут иметь прекрасные взаимоотношения. Коллектив же рождается лишь на основе единой исходной точкой зрения". ("L'Educateur", ноябрь 1978г.) В школах Френе она ясна. Коллектив безусловно должен хорошо знать обоснование и исходные принципы данного метода.

Коллективная работа предполагает, что жизнь школы является общим делом. Здесь присутствует стремление свести к минимуму иерархические связи. Мнение каждого значимо, и внутри демократической структуры к нему следует относиться серьезно. Работа распределяется так, чтобы каждый учитель обеспечивал оптимальную отдачу и мог отчитываться об этом перед коллективом. При распределении работы педагоги стремятся максимально использовать сильные стороны друг друга. В рамках такого сотрудничества на каждого члена возлагается определенная часть ответственности, всегда подкрепляемая коллективными решениями.

#21 Особенности учебно-воспитательного процесса

Для учителей школ Френе не существует застывшей, неоспоримой Френе-педагогики. Ясные исходные принципы не препятствуют ее творческой реализации. Сами эти принципы также являются объектом постоянной дискуссии. Так преодолевается опасность застоя и догматизма.

Основными исходными принципами педагогики Френе являются следующее:

1. Принятие опыта и интересов учащихся в качестве исходной точки учебного процесса;
2. Использование "метода" естественного обучения;
3. Экспериментальная апробация нового;
4. Воспитание на основе полезной и целесообразной работы;
5. Демократичность принципа воспитания, не основанного на одностороннем влиянии.

С целью реализации данных целей Френе, вместе с тысячами коллег, разработал ранее перечисленные приемы обучения.

ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Педагоги школ Френе исходят из того, что наиболее мотивирующее воздействие на учащихся оказывает то, что связано с их опытом, интересами и повседневной жизнью. В этом случае приобретенные навыки имеют для них непосредственное значение. Так процесс обучения продолжается весь день, и в школе и вне ее стен.

Очевидно поэтому возникновение исходного принципа естественного обучения. Как осуществляется это обучение?

Френе говорит об этом следующее: "... Мы поступаем как матери: мы прислушиваемся к нашим учащимся, которые свободно высказываются, и уделяем каждому необходимое внимание. Тогда, и с этого начинается чрезвычайно важная задача учителя, мы пытаемся найти в этом потоке рассказов исходные пункты, представляющиеся нам наиболее полезными для реализации нашей задачи..."

Таким образом, педагог школы Френе не может пользоваться неизменным и полностью отработанным учебным пособием, поскольку в нем от учащегося ожидается, что он в определенный день будет испытывать интерес к придуманной автором теме. Педагогика Френе помещена в рамки жизненных переживаний учащегося. Постепенно происходит его саморазвитие, растет его сфера ответственности. Вместо выжидательного потребительского поведения вырабатывается активное отношение к учебе. Безусловно, существуют вещи, которым учащиеся могут научиться с меньшей скоростью, если они исходят из собственных интересов. либо потому, что в силу обстоятельств они находятся вне их горизонта, либо в связи с временным отсутствием соответствующего интереса.

Для педагогов важно, чтобы учащиеся осознавали необходимость приобретения, в некоторых случаях, определенных знаний для достижения поставленной цели. Только тогда, когда учащимся ясна целесообразность тех или иных знаний, возникает оптимальная потребность в их приобретении.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Даже при малейшей возможности необходимо стремиться к экспериментам в обучении, к апробации новых приемов. Существенной при этом является способность вживаться в новые ситуации. Увенчавшиеся успехом попытки повторяются, закрепляются у учащихся превращаясь в стратегию поведения, которую они могут применять в дальнейшем в подобных ситуациях.

Отдавая ясное предпочтение этому методу обучения, Френе, тем не менее, уже на ранней стадии увидел необходимость применения и других форм. Так, например, было разработано большое количество запрограммированных сборников для повторения изученного материала и для упражнений. В настоящее время прекрасным вспомогательным средством при использовании таких программ является компьютер.

ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЫ

В школах Френе понятию "полезной работы" придается большое значение.

Занятия учащихся строятся в рамках цикла подготовки, реализации и оценки (являющегося основой полезной работы). Исходя из его интересов, учащийся привлекается к подготовке (в частности, к планированию его работы), затем он выполняет им самим выбранное задание, результаты которого впоследствии оцениваются вместе со всей группой.

По мнению Френе, выполнение полезной, целесообразной работы является настоящей человеческой потребностью. Ее производной является игра. По мере того, как человек становится вынужденным выполнять все больше полностью или частично бесполезной работы, растет его потребность в отвлечении. Как учащиеся, так и взрослые часто находят такое отвлечение в игре. Френе не стремится создать больше возможностей для игры, он скорее старается расширить возможности для полезных занятий.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Учащиеся и учителя в школах Френе общаются на равноправной основе. В школах существуют правила, обеспечивающие хорошую работу и быстрое и эффективное решение проблем.

Неравное распределение власти является серьезной проблемой общественной жизни, испытываемой нами постоянно. Поэтому правильному отношению к власти необходимо учиться. Важным моментом в этой связи является собрание класса, на котором учащиеся по очереди выступает в роли председателя. На собраниях учащиеся формируют способность принятия решений, обсуждения проблем, принятия на себя руководства и признания ведущей роли другого. Так развивается положительный демократический подход к власти, появляется чувство собственного достоинства и умение отстаивать свои интересы. Кроме того, связи с окружающим миром постоянно устанавливаются самими учащимися. Кто выполняет вне школы какие обязанности? Как к ним относиться? Кто управляет страной? Как это действует? Какова в этих условиях позиция личности?

#22 Родители и школа

"... речь идет не только о том, чтобы иногда беседовать с родителями на пороге школы или приглашать их на информационные собрания, но о том, чтобы непосредственно привлекать их к выполнению воспитательной задачи школы ..." (L'Educateur, ноябрь 1978г)

Как термин родительское участие в педагогике Френе является излишним. В представлении сторонников этой педагогики родители, учителя и дети имеют одну и ту же цель: как можно более оптимальное развитие. Условиями его являются, в частности, участие родителей в жизни школы и хорошие взаимные контакты. Поэтому в школах Френе родителей можно встретить повсюду: во время занятий групп; на одной из многочисленных экскурсиях; в центре документации; в редакции стенной газеты; на собрании, посвященном составлению плана работы школы; при подготовке выездных экскурсий и праздников; при организации продленного дня; на закрытии недели и часто: просто в течение дня они заглядывают в школу, чтобы поучаствовать в занятиях или вдохнуть школьную атмосферу.

Уважаемые коллеги:
прошедшие по каналу emissia.offline материалы, посвященные Дальтонской школе, установлены на сервере EDU@EMISSIA, файл 10902.

Для более подробного ознакомления с работой школы Френе Вы можете воспользоваться адресом Движения школ Френе в Нидерландах

Freinetbeweging
Spaarndammerplantsoen 58a, 1013 XT Amsterdam,
Tel. + 32 20 6826501

Татьяна Берлина, (tatiana@emissia.spb.su)
Модератор EDU@EMISSIA-emissia.offline
The end