emissia.offline ART 175


С.В.Попов, А.А.Семенов, В.П.Соломин
РГПУ им.А.И.Герцена

О ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В ШКОЛЕ



В последние годы вопросы охраны здоровья школьников делаются все более и более актуальными. Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже 70-80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильным. Так, например, известно, что если принять условно уровень здоровья человека за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов; 20% - от внешнесредовых условий, то есть, в конечном итоге, от экологии (которая, к сожалению, с каждым годом все ухудшается); 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же оставшиеся 50% ? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Отсюда понятно, какая важная роль отводится в последние годы валеологии - науке о сохранении и укреплении здоровья здорового человека.

В основу валеологии, как известно, положена концепция "здорового образа жизни" и, на наш взгляд, в школе эта наука должна носить не образовательно - воспитательный, а в первую очередь воспитательно - образовательный характер. Конечно, школьники должны получить необходимый минимум сведений по анатомии, физиологии, гигиене, но главное, по нашему мнению, воспитать у детей потребность в охране своего здоровья - самой большой ценности, данной человеку Природой. Проблема эта далеко не нова - еще Сенека говорил о том, что "... искусство прожить жизнь заключается в искусстве не укорачивать ее."

На чьи же плечи должна быть возложена забота об охране здоровья людей вообще и детей в частности? Ожидать в ближайшее время, что этим займутся работники системы здравоохранения, вряд ли реально, хотя в школах имеются и врачи, и средний медицинский персонал. У них, в общем-то, другие задачи. Недаром же сейчас во многих регионах нашей страны в школах введена штатная должность "педагог-валеолог-организатор". Наши соображения о характере деятельности такого специалиста и являются предметом настоящей статьи.

Кто же, по нашему мнению, наиболее полно подходит к выполнению обязанностей школьного валеолога? Пока, к сожалению, насколько нам известно, ни одно учебное заведение нашей страны таких специалистов не выпускает. Правда, в институтах повышения квалификации педагогических кадров организованы курсы (или циклы) по подготовке валеологов, то есть определенная работа в этом направлении ведется. В то же время следует отметить, что на этих курсах довольно часто занимаются люди, имеющие очень слабое представление о здоровье вообще, и о специальных биологических и медицинских дисциплинах в частности. Иллюстрацией этого могут служить результаты анкетного опроса дипломированных педагогов по вопросам здорового образа жизни при поступлении на такие курсы: оценку "отлично" не получил никто, "хорошо" - 30%, "удовлетворительно" - 40% и "неудовлетворительно" - 30%.

На наш взгляд, наиболее полно (конечно, после соответствующей подготовки или переподготовки) требованиям к выполнению обязанностей школьного валеолога отвечают выпускники факультетов физической культуры педагогических ВУЗов, ибо в процессе обучения они получают самый большой (во всяком случае, по часам) объем знаний по анатомии и физиологии детского организма, по теории и методике физической культуры, по спортивной медицине. Достаточно основательную подготовку по медико-биологическим дисциплинам получают и выпускники естественных факультетов педагогических институтов, и факультетов начальных классов. Конечно, вышесказанное отнюдь не означает, что только эти специалисты могут работать школьными валеологами. Эту должность прежде всего должен занимать человек, неравнодушный к вопросам здоровья детей, энтузиаст, но энтузиаст достаточно грамотный и подготовленный.

Как же представляется нам работа педагога-валеолога-организатора? Это, в первую очередь, именно организационная деятельность. Довольно часто из бесед с учителями, с директорами школ, завучами можно услышать мнение, что все недостатки наших школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. Во многом такие высказывания справедливы: действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режим, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать большего, школьное финансирование. Но, по нашему глубокому убеждению, большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер. Мы имеем в виду или неправильные действия учителей, или, что чаще, их бездействие при решении задач охраны здоровья школьников. Это происходит из-за лени, равнодушия или, что, пожалуй, чаще всего, элементарной безграмотности в вопросах валеологии. Поэтому школьный валеолог должен быть пропагандистом знаний по охране здоровья детей среди педагогического коллектива школы. Необходимо, чтобы девиз медиков "не навреди!" стал бы и девизом педагогов.

Аксиоматично, что задачи охраны здоровья школьников невозможно решать без создания оптимальных внешнесредовых условий их труда и отдыха. Вопросы школьной гигиены должны быть одними из ведущих в организаторской и практической деятельности валеолога в школе. К сожалению, эти вопросы во многих школах отодвигаются на второй план. О причинах этого уже было сказано выше: то нет денег, то нет возможности что-либо исправить, но чаще - лень, равнодушие, безграмотность. Школьный валеолог должен не только знать как правильно рассадить детей за партами, как проветрить и осветить класс, как вести урок и составить расписание уроков, чтобы отодвинуть утомление и исключить переутомление, как организовать перемены, экзамены, каникулы, но и (не боясь этого слова) требовать от своих коллег по школе осуществления на практике разработок гигиены. Это, конечно, не просто, опять те же пресловутые объективные причины, и опять же не в них дело. Проведенный нами анализ показал, что имеется очень небольшое количество школ, где правильно организованы перемены, расписание уроков очень часто не учитывает динамику работоспособности школьников, практически нигде в средних и старших классах не проводятся столь нужные для сохранения высокой работоспособности физкультминутки, редки школы, где делается гимнастика до начала занятий. К сожалению, разработки медиков, физиологов, гигиенистов очень медленно внедряются в массовую школу. Много ли мы можем назвать школ, где дети во время уроков имеют возможность работать, стоя за конторками, где во время выполнения физкультминуток (если таковые вообще проводятся) не ограничиваются только знаменитыми упражнениями " мы писали, мы писали, наши пальчики", а делают упражнения для глаз, стимулируют биологически активные точки и пр.? Фраза после звонка на перемену "сидите тихо, звонок не для вас, звонок для учителя" удручает своей гигиенической неграмотностью, как и фраза "сидите тихо, чтобы было слышно, как муха пролетит" (мух в классе вообще быть не должно). А ведь такие фразы от учителей наши дети слышат сплошь и рядом. При чем же здесь объективные причины? И вот именно валеологу необходимо внедрять в жизнь школы гигиенические разработки, все время следить за новинками литературы, посвященной вопросам охраны здоровья детей и подростков, изучать передовой опыт.

Естественно, не школой единой жив ребенок, очень много в плане сохранения его здоровья зависит от домашнего уклада. И здесь также обширное поле деятельности для школьного валеолога. Ликбез и пропаганда знаний о здоровье среди школьников и, особенно, их родителей - очень важная часть работы. Когда садиться за выполнение домашних заданий и как правильно их выполнять, как правильно отдыхать, правильно питаться, как закаляться, как избежать телесных и психических заболеваний, как следить за чистотой своего тела, как правильно организовать сон - все это должен уметь рассказать школьникам и их родителям школьный валеолог. И, конечно, было бы очень неплохо, чтобы он сумел привлечь к такой работе (лекционно-пропагандистского плана) специалистов в областях медицинских знаний и энтузиастов среди родителей.

Еще одним аспектом деятельности педагога-валеолога-организатора в школе, на наш взгляд, должно быть осуществление оздоровительных мероприятий: проведение закаливающих процедур и создание оптимального двигательного режима. Что касается закаливания, то, конечно, основная роль здесь принадлежит родителям, но довольно много можно сделать и в школе, особенно в группах продленного дня, или в школах полного дня и школах-интернатах. Организация воздушных ванн, проведение водных местных или даже общих закаливающих процедур (например, по системе "Детка" П.К.Иванова), ходьба босиком - все это возможно организовать не только дома, но и в школе. Было бы только желание со стороны взрослых - со стороны детей такое желание есть всегда.

Как известно, бичом современной цивилизации являются гипокинезия и гиподинамия. Детей это затрагивает самым непосредственным образом. По данным статистики, примерно 80% времени своего бодрствования ученики старших классов вынуждены проводить за рабочим столом. От 12 до 24 часов в неделю наши дети проводят за просмотром телепередач, то есть тоже практически не двигаются. Согласно учебным программам, в большинстве школ всего лишь два урока физкультуры в неделю. Отсюда - мышечная слабость, нарушение осанки, низкий уровень функционального состояния кардио-респираторной системы. Недостаток движений в сочетании с неправильным питанием приводит к появлению большого количества школьников с избыточным весом. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что гипокинезия и гиподинамия отрицательно сказываются на деятельности центральной нервной системы. Банальная истина "в здоровом теле здоровый дух" продолжает оставаться актуальной. Недаром говорится, что воспитывая мышечную систему, мы рыхлим почву для интеллекта. Следствием вышесказанного является то, что организация оптимального двигательного режима - очень важная часть деятельности школьного валеолога. Гимнастика до уроков, правильное проведение перемен, физкультминутки во время уроков, внеурочная двигательная активность - вот составляющие оптимального двигательного режима. Здесь, конечно, необходимо принимать во внимание исходное состояние здоровья школьника. Оценка физического развития по региональным таблицам стандартов, определение уровня МПК как интегрального показателя состояния здоровья, реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку, знание вопросов теории и методики физической культуры - вот арсенал методов, которым должен владеть валеолог для организации оптимального двигательного режима детей и подростков.

Таким образом, как видно из всего вышесказанного, деятельность школьного валеолога чрезвычайно многопланова. Мы в настоящей статье не коснулись таких аспектов его работы, как борьба с так называемыми "разрушителями здоровья": табаком, алкоголем, наркотиками, пропаганда рационального питания, воспитания у школьников навыков личной и общественной гигиены - все это также его прерогатива. Понятно, что для успешного решения задач охраны здоровья детей и подростков работники валеологической службы школы во-первых, должны сами быть примером для подражания, во-вторых, должны быть энтузиастами своего дела и, в-третьих, должны иметь серьезную теоретическую подготовку. На наш взгляд, назрела необходимость готовить таких специалистов в педагогических институтах. Это может быть вторая специальность (в рамках магистратуры) на факультетах физической культуры, естественных, педагогики и методики начального обучения, или на базе новых, специализированных факультетов, например, факультетов здоровья.

The end