emissia.offline ART 169


РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ I "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ"


Авт. коллектив: А.П.Тряпицына, докт.пед.наук
Н.И.Роговцева, канд.пед.наук
В.В.Шапкин, докт.пед.наук
Н.М.Мышинская, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук, проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К дополнительным образовательным программам, реализуемым в учреждениях начального профессионального образования, относятся в первую очередь программы образовательных учреждений других типов, в частности общеобразовательной школы или учреждений среднего профессионального образования.

В случае реализации профессиональным училищем или профессиональным лицеем образовательной программы основной или средней (полной) школы они имеют право воспользоваться вышеприведенными описаниями образовательных программ средней школы (EDU@EMISSIA: 033)

Профессиональные лицеи по согласованию с МО РФ могут реализовывать образовательную программу среднего профессионального образования в соответствии со стандартами этого типа образования.

Другие образовательные программы, реализуемые в учреждениях начального профессионального образования, могут быть с точки зрения их взаимосвязи с образовательными стандартами и представляемыми возможностями сгруппированы следующим образом:

1. программы, обеспечивающие возможность получения обучающимися дополнительной профессии (специальности) в относительно небольшие сроки. Целью реализации программ такого рода является повышение профессиональной мобильности выпускников. Содержание образование в этом случае связано с профессиональной составляющей образовательных стандартов;

2. программы, обеспечивающие возможность получения обучающиеся дополнительных знаний и умений преимущественно из сферы ремесленного труда и ведения домашнего хозяйства. Подобные программы позволяют удовлетворить дополнительные образовательные потребности учащихся непосредственно в стенах образовательного учреждения;

3. программы, представляющие возможность обучающимся повысить свой общекультурный уровень в сфере деятельности, не связанной непосредственно с получаемой профессией, например в сфере искусства, спорта, иностранного языка и др. Целью реализации таких программ является усиление гуманитарной составляющей образования, формирование дополнительных элементов социальной квалификации.

Дополнительными образовательными программами могут воспользоваться образовательные учреждения начального профессионального образования в переходный период перепрофилирования с целью накопления опыта реализации образовательных программ, которые в перспективе предполагается сделать основными.

Кроме того, дополнительные образовательные программы способствуют удовлетворению образовательных потребностей взрослого населения, в частности подготовке и переподготовке незанятого населения, повышению квалификации занятых работников.

Инициаторами образовательных программ могут быть предприятия и учреждения, выступающие заказчиками на подготовку кадров квалификационных рабочих и специалистов. Как правило, такая ситуация возникает, когда требуемые работодателем знания и умения работника выходят за рамки образовательного стандарта базисной профессии. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться на хозрасчетной основе.

При внедрении новых дополнительных образовательных программ образовательное учреждение должно иметь обоснование, включающее:
- цель внедряемой образовательной программы;
- наличие учебно-материальной базы для реализации программы;
- финансово-экономический механизм реализации дополнительной программы.

Типы реализуемых в учебном заведении начального профессионального образования основных и дополнительных образовательных программ фиксируется в его Уставе.

В связи с тем, что перечень профессий и специальностей, по которым проводится подготовка в учреждении начального профессионального образоваения, может изменяться в зависимости от конъюнктуры спроса на те или иные профессии на рынке труда, в Уставе не фиксируется конкретный перечень этих профессий и специальностей. Право подготовки по конкретной профессии (специальности) образовательное учреждение приобретает после получения соответствующей лицензии от Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

По Закону РФ об образовании профессиональная подготовка в учреждениях начального профессионального образования проводится по профессиям, включенным в Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Последний такой Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 22.06.94 N 215 и вошел в Государственный стандарт начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.04.94). На переходный период введения образовательных стандартов профессиональная подготовка будет продолжаться и по профессиям ранее действовавшего Перечня профессий, утверженного Советом Министров СССР в 1987 году.

Таким образом, основные и дополнительные образовательные программы каждого учреждения начального профессионального обучения получают свою конкретизацию после уточнения профессий и специальностей, по которым ведется подготовка, в виде рабочей учебно-программной документации.

Право выдачи государственных сертификатов о полученном начальном профессиональном образовании по основным образовательным программам,как и право на получение бюджетного финансирования по ним, появляется у учреждения после его аттестации и государственной аккредитации.

Право выбора подготавливаемых в профессиональном училище (лицее) профессий и специальностей, а следовательно и конкретной образовательной программы, находится в компетенции самого образовательного учреждения. Органы управления образованием контролируют только соответствие содержания и качества образования, материально-технического оснащения и кадрового обеспечения государственным образовательным стандартам и действующему законодательству.

The end