emissia.offline ART 160


РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ I "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ"


Авт. коллектив: А.П.Тряпицына, докт.пед.наук
Н.И.Роговцева, канд.пед.наук
В.В.Шапкин, докт.пед.наук
Н.М.Мышинская, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук, проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова

ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДО СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИЯМ IV СТУПЕНИ КВАЛИФИКАЦИИ

1. Целевое назначение:
Профессиональное образование учащихся по сложным профессиям перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми требуется среднее (полное) образование (профессии IV ступени квалификации).

2. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.

2.1. Возраст:
Соответствие возрастным требованиям, обозначенным в перечне профессий и специальностей.

2.2. Уровень готовности к освоению образовательной грамотности:
Учащиеся, освоившие базисную или расширенную общеобразовательную программу основной школы и успешно сдавшие вступительные экзамены или прошедшие другие установленные образовательным учреждением формы входного контроля.

2.3. Состояние здоровья:
С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.

3. Продолжительность обучения: 4 года.

4. Ожидаемый результат:
Достижение высокого уровня общей образованности, предусмотренного Петербургским образовательным стандартом для средней (полной) общеобразовательной школы; достижение профессиональной компетентности, предусмотренной Государственным стандартом начального профессионального образования для сложных рабочих профессий; достижение высокого уровня социальной компетентности в соответствии с Петербургским стандартом начального профессионального образования.

В процессе реализации образовательной программы происходит повышение образовательного уровня обучаемых, заканчивающееся получением ими среднего (полного) общего образования. Значительную часть содержания образования по этой образовательной программе составляют общеобразовательные предметы, номенклатура и объем которых обеспечивают эквивалентность среднего образования получаемому в общеобразовательной школе на уровне базовой или расширенной образовательной программы 10-11 классов.

В отдельных случаях возможно превышение требований образовательной программы в части общеобразовательных знаний и умений до уровня среднего профессионального образования или начальных курсов вузов. Содержание общетехнических, общепрофессиональных и специальных предметов должно способствовать расширению политехнического кругозора обучаемых, формированию у них углубленных знаний в области техники, технологии, экономики, организации, управления современного производства и предприятия. Содержание производственного (практического) обучения направлено на формирование умений выполнять сложные виды работ. Предполагается формирование такого уровня социальной компетентности, который соответствовал бы требованиям, предъявляемым к организаторам производства среднего звена.

5. Учебный план:
- индивидуальные (экспериментальные) учебные планы, разработанные учебным заведением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования, базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга, учебных планов учреждений среднего и высшего профессионального образования по соответствующей профессии;
- учебный план обеспечивающий преемственность профессионального образования в вузе. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.

6. Учебные программы:
По общеобразовательным предметам: Типовые учебные программы, утвержденные МО РФ; учебные программы, рекомендованные С.-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (СПбГУПМ); усовершенствованные (откорректированные) совместно с учреждением среднего или высшего профессионального образования программы, согласованные с СПбГУПМ; авторские программы при наличии положительного заключения городского экспертного совета при Комитете по образованию СПб.

По всем остальным предметам учебного плана: Типовые учебные программы, рекомендуемые МО РФ, в случае их соответствия требованиям к подготовке рабочих по сложным профессиям; учебные программы, рекомендуемые УМЦ Комитета по образованию для профессиональных лицеев; экспериментальные и авторские учебные программы, прошедшие экспертизу УМЦ или экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб; отдельные учебные программу учреждений среднего и высшего профессионального образования по соответствующим профессиям, доступные для овладения ими учащимися профессиональных лицеев.

7. Организационно-педагогические условия:
Режим шестидневной или пятидневной учебной недели, сопровождаемый созданием условий, обеспечивающих валеологические требования: чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного отдыха; учет времени, необходимого для возможных проездов по городу при проведении обучения в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Шестой день недели отводится на оздоровительную, экскурсионную, кружковую, индивидуальную и другую работу с учащимися, а также работу с родителями.

Продолжительность уроков теоретического обучения 45 минут. Возможны сдвоенные уроки по типу занятий в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Значительное повышение доли неаудиторной самостоятельной работы обучаемых.

Наполняемость групп 25 человек. На лабораторно-практических занятиях по общепрофессиональным и специальным предметам, на производственном обучении, на уроках физкультуры, иностранного языка, информатики возможно разделение учебной группы на подгруппы.

Создание условий для социальной и психологической поддержки обучаемых.

8. Формы аттестации достижений учащихся:
- все формы промежуточной аттестации личных достижений учащихся, зафиксированные в уставе образовательного учреждения и характеризующие их успехи в теоретической и практической деятельности, достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
- тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям повышенного профессионального образования рабочих;
- самостоятельные исследовательские и творческие работы учащихся (рефераты, доклады, выступления, изделия и т.п.);
- дипломные работы;
- выпускные экзамены по теоретическим предметам;
- выпускные квалификационные экзамены.

9. Вид образовательного сертификата: Диплом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ ОБЩЕГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИЯМ IV СТУПЕНИ КВАЛИФИКАЦИИ

1. Целевое назначение:
Профессиональное образование учащихся по сложным профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми требуется среднее (полное) образование (профессии IV ступени квалификации).

2. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.

2.1. Возраст: Специально не регламентируется.

2.2. Уровень готовности к освоению образовательной грамотности:
Выпускники школ, освоившие базисную программу среднего (полного) образования или расширенную общеобразовательную программу 10-11 классов общеобразовательной школы и успешно прошедшие установленные учебным заведением формы входного контроля.

2.3. Состояние здоровья:
С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.

3. Продолжительность обучения: 2-3 года.

4. Ожидаемый результат:
Повышение общего уровня образованности и общей культуры; достижение профессиональной компетентности, предусмотренной Государственным стандартом начального профессионального образования для сложных рабочих профессий; достижение высокого уровня социальной компетентности в соответствии с Петербургским стандартом начального профессионального образования.

В процессе реализации образовательной программы в зависимости от специфики профессии может происходить углубление знаний учащихся по естественно-математическим или гуманитарным наукам. В отдельных случаях происходит повышение уровня соответствующих образовательных знаний и умений до уровня требований среднего профессионального образования или начальных курсов вузов.

Содержание общетехнических, общепрофессиональных и специальных предметов должно способствовать расширению политехнического кругозора обучаемых, формированию у них углубленных знаний в области техники, технологии, экономики, организации, управления современного производства и предприятия. Содержание производственного (практического) обучения направлено на формирование умений выполнять сложные виды работ. Предполагается формирование такого уровня социальной компетентности, который соответствовал бы требованиям, предъявляемым к организаторам производства среднего звена.

5. Учебный план:
- индивидуальные (экспериментальные, авторские) учебные планы, разработанные учебным заведением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования, Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга, учебных планов учреждений среднего и высшего профессионального образования по соответствующей профессии;
- учебный план обеспечивающий непрерывность, преемственность профессионального образования в вузе. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.

6. Учебные программы:
По общеобразовательным предметам: Авторские программы, согласованные или разработанные совместно с образовательным учреждением среднего или высшего профессионального образования.

По всем остальным предметам учебного плана: Типовые учебные программы, рекомендуемые МО РФ, в случае их соответствия требованиям к подготовке рабочих по сложным профессиям; учебные программы, рекомендуемые УМЦ Комитета по образованию для профессиональных лицеев; экспериментальные и авторские учебные программы, прошедшие экспертизу УМЦ или экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб; отдельные учебные программу учреждений среднего и высшего профессионального образования по соответствующим профессиям, доступные для овладения ими учащимися профессиональных лицеев.

7. Организационно-педагогические условия:
Режим пятидневной учебной недели, сопровождаемый созданием специальных условий, обеспечивающих валеологические требования: чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного отдыха; учет времени, необходимого для возможных проездов по городу при проведении обучения в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Шестой день недели отводится на оздоровительную, экскурсионную, кружковую, индивидуальную и другую работу с учащимися, а также работу с родителями.

Продолжительность уроков 45 минут. Возможны сдвоенные уроки по типу занятий в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Значительное повышение доли неаудиторной самостоятельной работы обучаемых.

Наполняемость групп - не менее 25 человек. На лабораторно-практических занятиях по общепрофессиональным и специальным предметам, на производственном обучении, на уроках иностранного языка, практических занятиях на ПК возможно разделение учебной группы на подгруппы.

Создание условий для социальной и психологической поддержки обучаемых.

8. Формы аттестации достижений учащихся:
- все формы промежуточной аттестации личных достижений учащихся, зафиксированные в уставе образовательного учреждения и характеризующие их успехи в теоретической и практической деятельности, достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
- тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям повышенного профессионального образования рабочих;
- самостоятельные исследовательские и творческие работы учащихся (рефераты, доклады, выступления, изделия и т.п.);
- дипломные работы;
- выпускные экзамены по теоретическим предметам;
- выпускные квалификационные экзамены.

9. Вид образовательного сертификата: Диплом.

The end