emissia.offline ART 159


Cоломин В.П., Каменская В.Г., Семенов А.А.
РГПУ им.А.И.Герцена

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Как хорошо известно из педагогической практики, ухудшение социально-экономических условий жизни отражается, в первую очередь, на эмоционально-нравственном климате семьи, которая в эту пору не в состоянии в полной мере выполнять свои воспитательские функции. Можно ожидать в периоды экономических неурядиц появление большого количества неблагополучных и педагогически запущенных детей, имеющих проблемы не столько в своевременном психофизиологическом развитии, сколько в искажении мотивационного статуса и вслед за ним в поведении.

Крайняя степень семейного неблагополучия проявляется в полном отсутствии домашнего ухода за ребенком и его воспитания; нередко сочетающимися с невежеством родителей и их агрессивном отношении к своим детям. В подобных случаях малыша часто определяют в дом ребенка и, затем, в детский дом. Очевидно, что отрицательный эмоциональный опыт, полученный ребенком в раннем возрастном периоде, отсутствие полноценного общения со взрослым, без которого невозможно никакое воспитание и развитие, сказывается как на поведении, так и на психологическом состоянии ребенка даже в комфортных условиях, какие имеются сейчас в некоторых детских домах Санкт-Петербурга.

Указанные процессы воспитания в семье и возрастание числа брошенных родителями детей создают серьезную психологическую и педагогическую проблему коррекции и компенсации наличных психологических и психофизиологических дефектов.

Первый этап разработки новых педагогических тактик воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении заключается в поиске и определении наиболее слабых мест в психофизиологическом развитии детей, которые и детерминируют девиации. В известной степени успех коррекционной психологии и педагогики зависит от мощности диагностических средств, призванных определить наиболее существенные нарушения в функционировании психофизиологических и психологических механизмов.

Для этой цели были апробированы на детях детского дома и обычного детского сада (возраста 5,0-6,5 лет) методики по изучению основных психофизиологических характеристик ребенка старшего дошкольного возраста: скорости восприятия зрительной и слуховой информации, скорости формирования моторных ответов на них, устойчивости произвольного внимания, устойчивости зрительной эмоционально-образной памяти. Кроме этих базисных характеристик нормального и патологического формирования личности в блок методик входили методики оценки объема лексикона и свойств ассоциативной вербальной памяти, а также изучение эмоционального состояния ребенка на тот период его жизни, когда происходило обследование.

Результаты обследования 16 детей детского дома и 20 детей детского сада с помощью указанного комплексного блока методик позволяют утверждать, что дети детского дома имеют серьезные отклонения в развитии: отставание в формировании высших когнитивных функций у 70% детей, ухудшение произвольного внимания - у 60%, замедление скоростных характеристик восприятия информации и формирования ответных действий на нее - у 50% детей.

Самая частая проблема детей детского дома - это сильные отклонения эмоционального состояния от нормы: около 90% (у 15 из 16 человек) характеризуются в разной степени выраженными эмоциональными нарушениями (фобиями, агрессией по отношению к сверстникам и себе, комплексы неполноценности, возможные в будущем сексуальные извращения). Неполноценное функционирование вербальных механизмов и эмоциональные проблемы детей приводят к очень своеобразной психофизиологической компенсации. Ребенок, вынужденный рассчитывать на свои силы, обладает нормально развитой зрительной памятью, которая часто лучше функционирует, чем у детей этого возраста воспитывающихся дома. Кроме того, дети детского дома лучше запоминают и дольше хранят в памяти отрицательно заряженные образы.

Очевидно, что большинство обнаруженных дефектов и отклонений в развитии этих детей следствием неполноценного общения и могут частично, по крайней мере, компенсироваться за счет направленного, иногда щадящего, а иногда твердого и бескомпромиссного общения не только в детском коллективе, но прежде всего с большим числом разных взрослых, среди которых у ребенка должен быть свой личный наставник, человек, готовый к общению с ребенком в любых ситуациях и в любое время.

Если дети, подобные тем, которые были обследованы в одном из самых благополучных детских домов С.-Петербурга, вовремя не получат человеческого внимания к их проблемам, то все финансовые средства, вкладываемые в эту службу, будут не эффективны. Из детских домов будут выходить не только больные люди, но и будущие преступники и социопаты.

The end