emissia.offline ART 154


Российский Государственный Педагогический Университет им.А.И.Герцена обратился в Головной Совет по Дистанционному Образованию Госкомвуза России с предложением о включении в федеральную целевую программу "Развитие единой системы дистанционного образования в Российской Федерации" проекта:

"СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


Проект представляет собой комплекс, состоящий из ряда подпроектов.

Центральное место в комплексе занимает подпроект по созданию
ИНСТИТУТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ при РГПУ им.А.И.Герцена, как Северо-Западного центра дистанционной образовательной поддержки.

Остальные подпроекты посвящены:

- содержанию взаимодействия Института с другими структурами внутри РГПУ и научно-педагогическими центрами за пределами РГПУ;
- форм участия в Проекте сотрудников РГПУ и других пед.институтов;
- вопросам формирования единого банка образовательно-педагогических материалов и организации для этой цели постоянно действующего очно-дистанционного семинара педвузов;
- возможности согласования наработок по дистанционной поддержке образования различных педвузов, других образовательных центров и т.д.

Краткая аннотация центрального подпроекта:

1. ЗАДАЧА ИНСТИТУТА

Задача Института Телекоммуникационой Поддержки Образования (ИТПО) при РГПУ состоит в разработке научно-обоснованной программы развития ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ телекоммуникационной поддержки образования и (впоследствии) дистанционного образования;

При решении задачи предполагается анализ и учет:

- соответствующего опыта развитых стран;
- технико-географической специфики аудитории педагогической дистанционной образовательной поддержки (в отличие от аудитории сети госкомвуза, сосредоточенной в университетах, наша аудитория рассредоточена по множеству мелких, слабо оснащенных в техническом отношении учебных заведений);
- текущего уровня развития телекоммуникаций в провинциальной части России,
- текущего уровня и динамики вовлеченности преподавательского состава ведущих педвузов в систему ДО;
- технических и финансовых возможностей Университета им.А.И.Герцена

2. СТРУКТУРА ИНСТИТУТА

Согласно проекту, ИТПО включает в себя:

а) кафедру электроники и методологии дистанционного образования с учебной телекоммуникационной лабораторией;
b) электронный образовательный сервер-издательство с научно-редакционным Советом;
c) научно-техническую лабораторию электроники телекоммуникаций.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРВЕРА

ЦЕЛЬ научно-образовательного сервера состоит в проведении РЕАЛЬНОЙ образовательной поддержки в том объеме и теми техническими средствами, которые соответствуют сегодняшним возможностям как Университета, так и получателей поддержки.

Очевидно, что технические формы работы сервера со временем будут меняться, соответствуя текущему уровню реальных возможностей ОСНОВНОЙ МАССЫ потенциальных получателей поддержки.

К ЗАДАЧАМ Сервера Института (электронного издательства) относится:

- формирование банка электронных версий научной и учебно-методической продукции кафедр и лабораторий Университета ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАФЕДР ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (Банк открыт для размещения работ исследователей и из других научно-педагогических центров страны);

- рецензирование и депонирование электроных версий научных материалов сотрудников РГПУ им.А.И.Герцена, других пед.вузов страны; введение в практику научной работы сотрудников учреждений системы минобразования электронной формы депонирования авторских материалов и обеспечения телекоммуникационного доступа к ним педагогической общественности России и зарубежных стран;

- организация и редакционная поддержка внутриуниверситетской телеконференции с целью планомерного повышения уровня умений и навыков телекоммуникационного общения, навыков свободной ориентации в мировом телекоммуникационном образовательном пространстве как преподавательского состава, так и выпускников магистратуры Герценовского Университета;

- организация и редакционная поддержка постоянно действующего образовательного телекоммуникационного канала Университета на регионы России, как формы дистанционной образовательной поддержки студента, аспиранта, учителя и преподавателя педвуза, а также - как инструмента координации деятельности пед.вузов, других учреждений отрасли;

- редактирование материалов иновещания Университета на зарубежные страны через образовательные каналы USENET.

4. КОММЕНТАРИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА отражает наше представление о целесообразной последовательности действий при организации педагогической подсистемы дистационного образования.

Мы полагаем, что постановке задачи дистанционного ОБУЧЕНИЯ должен ПРЕДШЕСТВОВАТЬ ЭТАП развития дистанционной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

Адресат этой поддержки, как мы его видим - ученый и преподаватель педвуза, аспирант, слушатель магистратуры, директор и учитель школы. Содержание поддержки может быть различным, главное - чтобы участникам формируемого образовательного пространства были бы понятны и близки цели его формирования.

Так например:

- УЧЕНЫЙ педвуза должен иметь возможность вовремя получить сообщение о предстоящей конференции по своей проблематике, а по ее окончании - электронную версию тезисов докладов;

- ПРЕПОДАВАТЕЛЬ педвуза, занимающийся разработкой методики того или иного предмета должен иметь возможность отослать подготовленное им методическое пособие в предметный отдел образовательного сервера для рецензии с последующим включением в соответствующий раздел банка сервера для широкого доступа коллег и студентов, и при этом он должен быть уверен в сохранности авторских прав и законности депонирования;

- ДИРЕКТОР, ЗАВУЧ ШКОЛЫ должен иметь возможность оперативного получения нормативных документов по интересующей его проблеме, информации о том, какая из кафедр и какого ВУЗа может помочь ему в составлении той или иной специальной программы для его школы;

- ДИРЕКТОР, ЗАВУЧ ШКОЛЫ, заинтересованный в поступлении в магистратуру, должен иметь возможность готовиться и, возможно, в какой-то части, даже учиться, используя дистанционное общение с факультетом;

- УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ педвуза должен иметь возможность получить новые разработки по своему предмету, быстро отследить поступления по интересующей его области знаний за последние годы.

- АСПИРАНТ ИЛИ СЛУШАТЕЛЬ МАГИСТРАТУРЫ должен иметь возможность проанализировать сделанное до него по проблеме его исследования, используя электроный банк ссылок, а свои статьи - депонировать на сервере;

Все перечисленное мы относим к области образовательной поддержки и, поэтому, к области возможностей и обязанностей сервера Института Телекоммуникационной Поддержки Образования при РГПУ им.А.И.Герцена.

Главная цель этапа становления образовательной поддержки - создать у работника образовательной сферы ощущение психологического комфорта, связанное с возможностью получения дистанционной профессиональной помощи.

| Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы считаем принципиально важным | НАЧАТЬ работу по внедрению дистанционных форм обучения с оказания | дистанционной образовательной поддержки преподавателю высшей | педагогической и средней школы.

Ни в коей мере не умаляя значимости работ по разработке конкретных программ дистанционного обучения, мы в то же время убеждены, что такой подход к решению проблемы в целом, когда внимание концентрируется на дистанционных формах обучения ученика (студента), реализуемых "поверх", "мимо" не подготовленного к телекоммуникационному общению массового учителя-предметника (преподавателя педвуза), в отсутствии развитой системы образовательной поддержки - такой подход врядли сможет быть понят и поддержан учителем школы и преподавателем педвуза и встретит в процессе реализации немалые трудности.

5. ИМЕЮЩИЙСЯ ЗАДЕЛ

До принятия решения Головным Советом по Дистанционному Образованию по поддержке или отклонению проекта, работа по его реализации, начатая в середине 1995 года, будет проводиться силами лаборатории 'Эмиссия, Лтд' (сотрудники РГПУ им.А.И.Герцена).

На сегодня лабораторией:

- проделана определенная предварительная работа по организации образовательного mail-сервера (EDU@EMISSIA) c начальным банком образовательной и педагогической информации и постоянно действующей научной редакцией;

- организована и редакционно поддерживается модерируемая телеконференция emissia.offline, новостные списки и материалы которой получают около 50 организаций системы образования в различных городах и регионах страны;

- oрганизована первая очередь (15 машин) Герценовской модемной сети (образовательной сети сотрудников РГПУ им.А.И.Герцена). Модемы установлены, в основном, на кафедральных машинах. Наряду с этим, практикуется выдача релкомовских адресов личным машинам ученых университета с правом бесплатной работы off-line и бесплатного получения ряда телеконференций USENET на дом в обмен на их участие в формировании электронного банка образовательных материалов сервера, подготовку рефератов англоязычных работ, находящихся в пределах сферы профессиональной компетенции автоpов. Такая политика способствует распространению навыков телекоммуникационного общения среди сотрудников Университета, ускоpяет расширение Геpценовской сети.

6. ПОСЛЕСЛОВИЕ

В РГПУ осознают глобальность поставленной задачи по организации дистанционной образовательной поддержки в рамках педагогической подсистемы, но уверены в ее реальности, поскольку потенциал, который может быть вовлечен в ее решение, вполне адекватен масштабам задачи. Мы уверены, что скорость ее решения в немалой степени определяется готовностью педагогических вузов, других научно-педагогических центров страны к скоординированным действиям.


Андрей А.Ахаян (andrew@emissia.spb.su