emissia.offline ART 048


Дистанционная образовательная поддержка учителя

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРВЕР EDU@EMISSIA, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

10708

Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 7. ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ.

В чем состоит проблема?

Обучение в Педагогическом Университете требует определенного уровня готовности к нему. Мы уже говорили о многих общеучебных умениях, связанных с исследовательской деятельностью, прогностической, проективной, преобразующей и т.д. Изучение данной проблемы ориентирует нас на формирование и развитие особых способностей к использованию самых раз- личных источников педагогического образования и педагогических идей.

Kакие источники педагогического образования мы можем назвать: образовательный процесс в вузе, практическую деятельность в тех или иных об- разовательных заведениях, личный опыт семейного воспитания, самообра- зование. Наверное, можно назвать и другие источники. Нам кажется важ- ным особо остановиться на таких источниках самообразования как педаго- гическая публицистика и художественная литература.

Педагогика, несмотря на свой древний возраст, весьма динамичная наука; может быть именно поэтому учебники чаще всего не успевает за ее разви- тием. И поэтому студенты с первых дней своего обучения в вузе должны отказаться от стереотипа надежды на одно определенное пособие. Во вре- мя изучения педагогики, каждому предстоит освоить работу с многочисленными словарями и энциклопедиями; научится читать научные журналы; выискивать и анализировать информацию в газетных статьях; сопоставлять позиции, высказанные авторами различных научно-публицистических работ. Все это потребует знания библиотечного фонда и книжного рынка и умения работать с текстовой информацией (см. умения из области письменных деловых коммуникаций - план, схема, конспект, эссе, тезис, антитезис, вопросный план и т.д.)

ЗАДАНИЕ 16.

Проведите групповой тренинг. По одной статье, выбранной в журнале, вы- полните все возможные виды письменных аналитических работ. Вы можете распределить задания между членами группы, добавить к названным нами другие виды анализа. Обобщите полученные результаты, обогащая друг друга значимым опытом.

Помимо публицистики реальным источником образования может стать и ху- дожественная литература.Особое внимание мы хотим обратить на произве- дения, помогающие нам разобраться в существе человеческих ценностей, в смысле поступков. По сути дела любое произведение искусств так или иначе обращено к проблемам человеческого духа, а значит может высту- пать для нас источником познания и идей, а не только художественного восприятия. Но есть определенная область литературы, отсутствие инте- реса к которой может выступать в качестве критерия "неготовности к ос- воению педагогической профессии;. Эта область - детская художественная литература, вдохновляемая детьми и создаваемая ради детей. Детская ху- дожественная литература - это определенное отражение детства в мире взрослого восприятия. Тот, кому интересно детство, должен интересо- ваться и детской литературой.

ЗАДАНИЕ 17.

Предложите список из 10 детских книг, которые вы в обязательном поряд- ке поставили бы на полку в библиотеке вашего ребенка. Объясните свой выбор, обменяйтесь с коллегами информацией о великих детских книгах. Попробуйте провести такую же работу по отношению к педагогической пуб- лицистике (имея в виду уже свою книжную полку), "взрослой" художест- венной литературе. Поделитесь соображениями о фильмах, которые необходима увидеть каждому будущему педагогу. Объясните свою точку зрения.

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

Объясните свою позицию.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

The End