emissia.offline  ART 046

Дистанционная образовательная поддержка учителя
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРВЕР EDU@EMISSIA САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)
 
Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева
 
ТЕМА 5:

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА - ПОИСКИ И ДОСТИЖЕНИЯ.

    В чем состоит проблема?

При изучении курса "История педагогики" студентам предстоит детально познакомиться с историей возникновения такого типа образовательного заведения как школа. современная же школа знакома студентам гораздо лучше, поскольку большинство из них покинуло школьные стены совсем недавно. Попробуем взглянуть на вчерашний день из дня сегодняшнего. Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания. Школа - это учреждение, специально созданное для получения детьми образования. Главная цель школы состоит в создании условий для полноценного развития личности. С другой стороны школу можно трактовать как заведение, созданное для оказания обществу образовательных услуг. Школы в современной России бывают государственными и частными, а также частно-государственными. Эта классификация определяется принципом финансирования и управления.

До начала последней реформы в системе образования общеобразовательные школы были единственным типом учебных заведений. Сегодня это единообразие нарушено, на базе школ создаются: гимназии, лицеи, комплексы, центры. попробуем разобраться в имеющихся различиях. Не преследуя цели дать точное определение, отметим, что гимназия - это заведение, дающее повышенный уровень образования, широкое гуманитарное образование и ориентирующее своих выпускников (11 класс) на продолжение учебы в Университетах. Имя Колледж - чаще всего присваивают образовательному заведению, дающему, помимо среднего образования, те или иную профессию. С названием "лицей" в последнее время происходит значительная путаница. Вне всяких сомнений - это тип среднего учебного заведения; однако лицеями называют и элитарные школы и бывшие профессионально-технические училища. слова "центр" и " комплекс" в названии образовательного заведения обычно указывают на наличие того или иного объединения (шко- ла + детский сад, школа + учреждение дополнительного образования и т.д.). Еще одно имя в палитре многоцветия - авторская школа. Авторскими в системе образования называют школы, работающие преимущественно по авторским образовательным программам, созданным в школе или по заказу школы.

Какие партнеры имеются у современной школы? Это учреждения системы дошкольного образования_ детские сады и ясли-сады; учреждения системы дополнительного образования - Дома Детского Творчества, спортивные школы, различные клубы.

Картина не была бы полной, если бы мы не отметили, что рядом с общеобразовательными работают вечерне-сменные школы, школы индивидуального обучения, школы надомного обучения, создана система экстерната. Больные дети учатся в специализированных образовательных заведениях.

В стране вот уже несколько лет развивается система опытно-экспериментальной работы, которая ведется различными образовательными учреждениями. Основное назначение этой деятельности - построение нового облика на базе лучших традиций старых образовательных заведений. Часто это движение называют - Дорогой к Имени. Речь идет о переходе от имен-номеров (Школа N 4567) к собственным именам (Гимназия имени Ушинского, Школа Познания, Лицей Искусств).

ТЕМА ДЛЯ ДИСКУССИИ.

Может ли что-нибудь изменить в жизни школы смена ее имени?

Предлагая студентам этот материал для анализа нам бы хотелось заметить главное. Школа является открытой социальной системой (с теорией систем вы еще познакомитесь при дальнейшем изучении педагогики; сейчас будет достаточно, если вы уточните, что означает слово "система"), именно поэтому - не развивающаяся школа обречена на деградацию и умирание. Хочется надеется, что большинство студентов учились в развивающихся школах, но,наверное, были и те, кому не повезло.

ЗАДАНИЕ 11.

Проанализируйте собственный школьный опыт. Попробуйте выделить существенные признаки развивающейся школы и школы деградирующей, умирающей.

Итак, развитие школы необходимо для ее жизни, на еще больше оно необ- ходимо для развития ее учеников и ее учителей.

ЗАДАНИЕ 12.

Как на ваш взгляд влияет развитие школы на развитие учащихся?

Завершая разговор о современной школе, нам бы хотелось остановиться еще на одном вопросе. От кого зависит - будет школа развиваться и совершенствоваться или деградировать? Вариантов ответа может быть несколько, и все они будут правильными: источником идей развития могут выступить ученые, которые сотрудничают со школой; администраторы разных рангов системы управления могут создать такую ситуацию, которая будет стимулировать развитие ; идею могут выдвинуть отдельные педагоги; идея может быть заимствована из чужого опыта. Но во всех этих ситуациях реализация идеи зависит не от ученых, не от администраторов, не от отдельных педагогов, а от деятельности педагогического коллектива в целом. В этом видимый парадокс педагогического коллектива в целом. В этом видимый парадокс педагогического труда - на первый взгляд, педагогическая деятельность носит индивидуальный характер (учитель один ведет урок, классный руководитель один работает с классом и т.д.), но усилия одного педагога не могут решить практически ни одну школьную задачу. За каждым конкретным уроком стоит деятельность методических объединений, разрабатывавших программы, создававших кабинеты, пособия. За деятельностью классного руководителя прячется кропотливая работа многих служб школы. Специалисты утверждают, что высокий уровень сплоченности педагогического коллектива, единство педагогических требований, активная совместная педагогическая деятельность являются необходимым условием эффективного школьного развития. Попробуйте, проанализировав свой школьный опыт, сделать вывод о правильности ил ошибочности этого утверждения.

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ.

Чего больше в педагогической деятельности: индивидуального труда или совместного?

Какими чертами должен обладать человек для участия в коллективной пе- дагогической работе?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.