emissia.offline ART 045

Alexandr A. Kalmykov (alex@kaa.orthodox.msk.su) пишет в relcom.education:

О ДИСТАНТНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Летом 1995 года, нам пришлось анализировать один документ:

"КОНЦЕПЦИЯ развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации." (Госкомитет РФ по высшему образованию, Москва, 1994) Это делалось в связи с разработкой системы дистантного образования в МНЭПУ и по его заказу. ...

Отдавая должное разработчикам рецензируемой концепции: автор-рецензент обращает внимание на то, что: Практически Концепция представляет собой проект ТЗ на будущую образовательную телекоммуникационную сеть с четырьмя уровнями иерархии, которая должна обслуживать весь дистантный образовательный процесс в России. Развитие данной концепции и воплощение ее в жизнь будет безусловно благом для России, но надо учесть, что глобальность концепции предопределяет ее громоздкость и медленность воплощения.  (выделено мною - AA)

Автор указывает на слабые места концепции:

1)  ... высок(ая) стоимость ряда   предполагаемых телекоммуникационных элементов будущей системы  дистантного образования (например, спутниковых каналов связи,  использование геостационарных ИСЗ, каналов ТВ и т. п.) ...  (в сочетании - AA) c низким уровнем дотирования народного образования  в России.

2)  ... непредусмотрен(ность) адиттивно(го)  развити(я) системы: система практически  начинает функционировать только с момента полного завершения всей  глобальной схемы, а промежуточное добавление элементов системы не  приносит должного эффекта и требует по существу долгосрочных инвестиций. (выделено мною - AA)

3) По существу, так получается, что для того чтобы реализовать эту  концепцию, надо привлечь самые современные и дорогостоящие   телекоммуникационные западные технологии. А западные образовательные  дистантные схемы попытаться либо скопировать, либо адаптировать к   российским условиям.

4)  (Причем все эти усилия, средства, время будут затрачены на построение   системы - AA) ориентированно(й) на on-line технологию, (предполагающую  и имеющую смысл лишь при - AA) одновременно(м) присутстви(и)   "на линии" преподавателя и студентов.

Автор-рецензент заключает, что такой подход

... ставит  развитие дистантного образования в зависимость от степени развития  телефонизации России.

Добавим: телефонизации с высоким качеством линий, лучше - оптоволоконной.

Автор рецензии подводит нас к очень важному вопросу - О ХРОНОЛОГИИ этапов строительства системы дистанционного образования в России, вытекающей из обсуждаемой концепции.

Требуется ясность в ответе на вопрос: обязательно ли дистанционное образование должно строиться на основе on-line технологий? Иными словами, НЕОБХОДИМО ЛИ обеспечивать ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ развитие (а следовательно и ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ финансирование) тех структурных компонент будущей сети, которые обеспечивают ей on-line'овый характер?

    От ответа на ЭТОТ ВОПРОС зависит ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (ОЧЕРЕДНОСТЬ) НАПРАВЛЕНИЙ ВЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

От правильности ответа, как нам представляется, зависит УСПЕХ или ПРОВАЛ всей программы.

Можно представить себе ИНУЮ (по ср. с обсуждаемой) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ шагов по развитию дистанционного образования, при которой на ПЕРВОМ ЭТАПЕ, обеспечивается широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава в работу ВУЗовских серверов, работающих в режиме off-line. По этой логике ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ задачей будет считаться вооружение "мозгов" персональным компьютером и модемом с тем, чтобы каждый доцент, профессор (кто хочет и готов к этому) имел свой электронный адрес.

    Дорого? - Но по сравнению с чем? С тотальным покрытием страны оптоволокном? Может быть для начала покроем ее дороги нормальным асфальтом? Это несравненно проще в технологическом отношении.

    Может быть этот путь невыгоден? - Тогда кому невыгоден? Кому может быть невыгодно, чтобы десятки тысяч интеллигентных и образованных людей обрели электронный адрес и возможность (персональную возможность) общения и "вещания" включая зарубеж в соответствии со своей интеллектуальной потенцией? Пусть в режиме off-line. Уверяю вас, они будут счастливы.

Автор-рецензент замечает далее, что в предложенной госкомвузом концепции

... слабо рассмотрены существующие  возможности, которые уже позволяют организовать дистантное обучение в   off-line режиме.

Off-line - режим не требует одновременного присутствия преподавателя и студента за компьютером, в то же время существующие средства позволяют развернуть дисскуссию на заданную тему, распределенную в пространстве и времени (т. н. телеконференции)...

... Для этого не нужно дожидаться глобальной телефонизации России, новых спутниковых каналов связи, ТВ  и т. п. Для этого нужно лишь насытить данный сервер хорошими возможностями как для студентов, так и для преподавателей-предметников.

В заключении автор выражает свою позицию словами:

... центр тяжести проблемы организации дистантного образования смещается от решения технологических проблем к проблеме содержания - т.е. методики и содержательного наполнения образовательного процесса.

Эти слова весьма созвучны нашей позиции, которая была изложена в июне с.г. в канале relcom.education (хранится в файле 002 на сервере EDU@EMISSIA).

Суть этой позиции сводится к тому, что в качестве ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ рассматривается задача становления небольших, интеллектуально-обеспеченных ВУЗовских серверов, работающих в режиме электронной почты и объединенных общенациональным образовательным каналом-конференцией.

Мы бы не хотели навязывать свое видение проблемы никому, тем более - мин.образования, где этой проблемой занимаются, как мы надеемся, достаточно компетентные люди.

Вместе с тем, мы оставляем за собой право поступать в соответствии со своими убеждениями и возможностями. На практике это означает реализацию программы становления и развития петербургского образовательного сервера EDU@EMISSIA, все в большей и большей степени опирающегося на Герценовскую сеть - сеть сотрудников нашего Университета - формируемую путем "ускоренной модемизации" интеллектуальных ресурсов Университета.

Андрей А. Ахаян