emissia.offline ART 044

Date: Thu, 23 Nov 95 02:08:59 +0300
Alexandr A. Kalmykov (alex@kaa.orthodox.msk.su)
(ADBswimOy1@kaa.orthodox.msk.su)
Organization: Russian Orthodoxial scientific centre
Newsgroups: relcom.education,relcom.talk
Subject: [NEWS] О ДИСТАНТНОМ ОБРАЗОВАНИИ
 

Здравствуйте все.

Этот доклад подготовлен для дистанционной конференции "Черноземье 95", но мы подумали, что он также может быть интересен и для тех, кто в ней не участвует.

А.А.Калмыков Л.А.Хачатуров
Международный независимый эколого-политологический Университет (Москва)

О концепции государственного дистанционного образования.

Летом 1995 года, нам пришлось анализировать один документ: "КОНЦЕПЦИЯ развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации." (Госкомитет РФ по высшему образованию, Москва, 1994)

Это делалось в связи с разработкой системы дистантного образования в МНЭПУ и по его заказу. Выдержки из этой работы и предлагаются вашему вниманию.

Задача дистантного (или дистанционного) образования заключается в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы преподавательский состав, студенты, возможно, находящиеся в различных городах, во время учебного процесса, компенсировали удаленность и географическую рассеянность за счет средств телекоммуникаций. В принципе эта идея была в первом приближении реализована в виде заочного обучения с использованием обыкновенной почты и с регулярным контролем успеваемости при помощи сессий, курсовых работ, выполнения заданий и т. п.

В вышеупомянутой Концепции сделана попытка предложить новый взгляд на учебный процесс с учетом наличия современных средств телекоммуникаций: компьютерных сетей, спутниковых каналов связи, телевизионных каналов и т.п. С другой стороны была учтена достаточно сложная существующая регионально-административная структура всей нашей системы образования, взаимодействие с которой предусмотренно в данной Концепции.

Практически Концепция представляет собой проект ТЗ на будущую образовательную телекоммуникационную сеть с четырьмя уровнями иерархии, которая должна обслуживать весь дистантный образовательный процесс в России. Развитие данной концепции и воплощение ее в жизнь будет безусловно благом для России, но надо учесть, что глобальность концепции предопределяет ее громоздкость и медленность воплощения.

Это прежде всего связано с высокой стоимостью ряда предполагаемых телекоммуникационных элементов будущей системы дистантного образования (например, спутниковых каналов связи, использование геостационарных ИСЗ, каналов ТВ и т. п.) и низким уровнем дотирования народного образования в России. Кроме того, в непредусмотрено адиттивное развитие систем Т. е. система практически начинает функционировать только с момента полного завершения всей глобальной схемы, а промежуточное добавление элементов системы не приносит должного эффекта и требует по существу долгосрочных инвестиций.

По существу, так получается, что для того чтобы реализовать эту концепцию, надо привлечь самые современные и дорогостоящие телекоммуникационные западные технологии. А западные образовательные дистантные схемы попытаться либо скопировать, либо адаптировать к российским условиям. Причем все ориентированно на on-line технологии, требующие высокого качества каналов связи, одновременного присутствия "на линии" преподавателя и студентов. Одно это требование ставит развитие дистантного образования в зависимость от степени развития телефонизации России. В то же время слабо рассмотрены существующие возможности, которые уже позволяют организовать дистантное обучение в off-line режиме.

Off-line - режим не требует одновременного присутствия преподавателя и студента за компьютером, в то же время существующие средства позволяют развернуть дисскуссию на заданную тему, распределенную в пространстве и времени (т. н. телеконференции). Если на круглосуточно работающем компьютерном узле связи запустить программу, которая будет выполнять роль учебного сервера по данному предмету, то, наряду с дисскуссиями, будет производится удаленный мониторинг степени подготовки каждого студента. При подключенности этого сервера к Internet через одну из существующих сетей, мы получим, что его ресурсами смогут воспользоваться 300-400 тыс. русскоязычных абонентов Internet (в основном сосредоточенных в сети Relcom), и 40 млн. англоязычных. Для этого не нужно дожидаться глобальной телефонизации России, новых спутниковых каналов связи, ТВ и т. п. Для этого нужно лишь насытить данный сервер хорошими возможностями как для студентов, так и для преподавателей-предметников.

Иными словами центр тяжести проблемы организации дистантного образования смещается от решения технологических проблем к проблеме содержания - т.е. методики и содержательного наполнения образовательного процесса.

Это возможно сделать на базе уже реально существующего заочного учебного процесса в любом ВУЗе. Если учесть, что кроме обычного копирования заочного обучения, добавляются вышеперечисленные возможности, то такая схема обучения имеет перспективу стать престижной, поскольку в телеконференции студент сможет вступить в дисскуссию с учеными высшей квалификации и мировым именем, что кстати предъявляет высокие требования к обоим и создает сильный стимул для самостоятельной работы и может послужить делу возрождения научных школ.

: И в заключение :

Мы имеем достаточно хорошие технологические возможности, и опыт работы в сетях. Кроме того МНЭПУ (президент Университета академик Никита Николаевич Моисеев), несмотря на свою молодость обладает высокопрофессиональным профессорско-преподовательским составом в области экологии и гуманитарных наук.

Мы открыты для сотрудничества и в области организации дистантного образования и будем рады обсудить с вами, уважаемые участники дистантной конференции, его формы.

Пишите нам: 
Александр А. Калмыков
Международный независимый эколого-политологический Университет
E-mail alex@kaa.orthodox.msk.su 
 
Леонтий А. Хачатуров
Международный независимый эколого-политологический Университет
E-mail leonty@orthodox.msk.su