emissia.offline  ART 037

Дистанционная образовательная поддержка учителя
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРВЕР EDU@EMISSIA САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)
 
Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева
 
ТЕМА 1:
СОВРЕМЕННОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 

В чем состоит проблема?

Основные вопросы, которые нам необходимо подвергнуть анализу, следующие:

- специфика Университета по сравнению с другими типами высших учебных заведений;
- Педагогический Университет, его существенные признаки;
- Педагогический Университет в системе непрерывного педагогического образования;
- педагогический аспект университетского образования;
- учебно-педагогическая деятельность, требующая особой квалификации.

Очень часто в обыденном сознании название Университет связывается с некоторой универсальностью знания, получаемого его студентами, или - с универсальностью функций, выполняемых Университетами по отношению к обществу. Тем не менее, слово "Университет" произошло от латинского "universitas", которое переводится как "совокупность". В ранний период своей истории Университеты еще не были похожи на сегодняшние крупные научные и учебные заведения. в то время (по разным источникам - XII-XIV века) пришедшее из римского права слово "universitas" применялось для определения групп лиц по роду их деятельности, то есть некоторых сообществ: каменщики, врачеватели, правоведы... Этим словом обозначались городские корпорации или гильдии мастеров, которые существовали задолго до появления учебно-научных сообществ. Так первые университеты возникли именно как гильдии: Парижский Университет - ассоциация преподавателей, итальянский Университет в Болонье - сообщество студентов, желающих изучать право.

С момента своего зарождения и до настоящего времени Университеты выс- тупают как крупные научные и учебные центры, определенные хранители научных и культурных ценностей общества.

Университет - "высшее учебно-научное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания...".^

В многочисленных исследованиях, посвященных университетам мира традиционно подчеркиваются определенные черты:

свободное преподавание и развитие всех отраслей наук, вне зависимости от их практической применимости;
общенаучный фундаментальный уровень образования;
широкий выбор для слушателей в определении направлений научных, профессиональных и жизненных интересов;
контроль правительства и самоуправление.

Каковы функции современного университета по отношению к обществу?

Можно выделить несколько:

образовательная (связанная с предоставлением возможности получения определенного уровня образования);
исследовательская (дальнейшее развитие науки);
профессиональная (подготовка к овладению какой-либо профессией);
сервисная (предоставление специализированных услуг тем или иным заказчикам, например - проектирование, экспертиза и т.д.);
культурная (сохранение и развитие культуры);
гуманистическая (утверждение определенных нравственных идеалов);
демократическая (формирование демократического сознания в широких слоях общества).

ЗАДАНИЕ 2.

Чем университет отличается от любого вида высшего учебного заведения?

Подсказка: попробуйте поразмышлять над словосочетаниями - образовательно-профессиональные, профессионально-образовательный и профессиональные цели обучения в вузе. А также над функциями, просущими любому Университету.

Наша следующая проблема - Педагогический Университет. Наш Университет - Российский государственный педагогический Университет имени А.И.Гер- цена создан на базе Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена. Его богатейшая история (с 1918 года) и традиции служат основанием для развития нового типа образовательного заведения - Университета.

ЗАДАНИЕ 3.

В нашем Университете имеется музей истории. Организуйте поход вашей учебной группы в музей. Проведите небольшое исследование: выделите наиболее значимые этапы становления вуза; узнайте имена известных ученых и педагогов, работавших и работающих в Университете; опишите несколько студенческих традиций.

Существенное отличие Педагогического Университета от любого другого - в фундаментализме исследований и образования в области педагогического знания. Выделение этой сферы не случайно - чрезвычайно большую роль по отношению к развитию общества играет педагогика, помогая человечеству осознать прошлое, управлять настоящим и предвидеть будущее.

Мы начали изучать курс, принадлежаций к базовому педагогическому обра- зованию. А из чего состоит педагогический аспект Университетского об- разования? Современный вариант Базового курса педагогики включает нес- колько курсов: "Введение в педагогику", "Основы педагогических теорий", "Педагогическое проектирование" и "Историю педагогики". Кроме того каждому студенту предстоит принять участие в различных видах педагогической практики, освоить спецкурсы, подготовить курсовые и дипломные проекты. Многие студенты станут участниками Герценовских Педагогических Олимпиад, начнут практическую педагогическую или исследовательскую деятельность в составе студенческо-преподавательских объединений.

Для осмысления роли Педагогического Университета в жизни общества важным понятием служит - "система непрерывного образования". Попробуем кратко провести анализ смысла данного понятия, для этого будем анализировать каждое слово в отдельности. Система - термин, знакомый со школьной скамьи, означающий некую совокупность компонентов в их взаимосвязи, в условиях определенной структуры и иерархии (точнее о педагогических системах - при изучении дальнейшего курса педагогики). Непрерывное - в данном случае речь идет об отсутствии разрывов во времени и в целях. Образования - под образованием мы будем понимать процесс и результат освоения личностью опыта человечества (освоения - ради создания нового опыта). Непрерывное образование - это одна из задач, связанная с формированием развитого общества. Чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к уровню образованности его членов; тем прочнее тенденция к тому, чтобы каждый человек имел желание и возможность для непрерывного совершенствования образования. Система непрерывного образования - совокупность определенных компонентов, обеспечивающих в обществе непрерывный характер образования для его членов.

Одна из важнейших задач любого Университета - формирование у него студентов потребности в непрерывном образовании и готовности к нему. Все те же рассуждения можно отнести к системе непрерывного педагогического образования и роли Педагогического Университета в ее создании.

Нам осталось заметить, что, как и любой другой, Университет - это образовательное заведение, ориентированное на предоставление студентам многоуровневых образовательных услуг. Можно проучиться в Университете несколько лет (от 2 до 4 в зависимости от факультета) и, прервав обучение, - пойти работать по той или иной педагогической специальности. Можно получить степень бакалавра, степень бакалавра и определенную профессиональную подготовку, степень магистра. Можно продолжить обучение в аспирантуре или докторантуре Университета. С описанием этих образовательных возможностей студенты могут ознакомиться по образовательным программам и учебным планам конкретных факультетов.

ЗАДАНИЕ 4.

Какими учебными умениями должен обладать студент для получения полно- ценного Университетского педагогического образования?

Подсказка: проанализируйте необходимые умения для работы с научно-популярной литературой, для участия в семинарах, для посещения лекций, для организации самостоятельной работы и совместной деятельности, для прохождения практики.

ТЕМА ДЛЯ ДИСКУССИИ:

Чем учебный семинар отличается от научного. Каковы правила ведения ка- чественного учебного семинара.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.


^Современный словарь иностранных слов (М., "Русский язык ", 1993, с.630)